Журнал №191, август 2019
Наука

Ученые расшифровали речь дельфинов

02 апреля 2014
/upload/iblock/ea2/ea2d1d77a550a129e50dca1a6adb2f83.jpg
Автор фото: Loren Sztajer.
/upload/iblock/0e6/0e6fe248bd8940a16367a6b9d1e26397.jpg
Автор фото: Christa Rohrbach.
Тот факт, что дельфины имеют сложные социальные связи и выражают свои эмоции через звук и движение, известен давно. С 1960 года ученые также пытались расшифровать язык этих млекопитающих. Большой прорыв в этом направлении был сделан недавно специалистами Технического университета штата Джорджия.
Ученые испытывали новую модификацию гидрофона - прибора для приема звука и ультразвука под водой. Аппарат, получивший название CHAT (Cetacean Hearing and Telemetry), способен не только улавливать и анализировать свист дельфинов, но и воспроизводить аналогичные звуки. Ранее исследователи разработали несколько искусственных свистов, применяя их с помощью CHAT в одной и той же дельфиньей стае в различных ситуациях. Однажды в тот момент, когда дельфины проплывали мимо водорослей, одно из животных издало звук, который программа расшифровала как «саргасс» (Sargassum, род водорослей). И хотя подобное совпадение произошло пока лишь один раз – ученые уверены, что у открытия большие перспективы. В дальнейшем CHAT позволит расширять базу распознаваемых сигналов и даже обмениваться с животными информацией. Дельфины имеют одну из самых развитых в мире фауны систему звуковых сигналов: в их речи ученые насчитывают 186 разных свистов. Ранее также было обнаружено, что дельфины обладают самой долгой социальной памятью среди животных: они способны помнить голоса старых знакомых на протяжении более двух десятков лет.