Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Ученые размножили мышей без обычных яйцеклеток

Наталья Иншакова
15 сентября 2016
/upload/iblock/f76/f764593f631f9423e9daeb43cc23a249.jpg
Фото: Victor Tyakht
/upload/iblock/e2a/e2ac0a04e7b9b33e4ff4888fc4d85d14.jpg
Фото: Вадим Трунов
/upload/iblock/521/521dd2a4296e24b4d336cc89164bc8de.jpg
Фото: Ефременко Никита
/upload/iblock/c47/c47b0e2ccd7713bd6deb6621b0d6e2fe.jpg
Этой мышке не повезло: она попала на обед ореховке.
Фото: Владимир К
Биологам удалось невозможное: получить здоровое потомство млекопитающих без участия оплодотворенных яйцеклеток.
В 1827 году эстонский ученый Карл Эрнст Риттер фон Бэр сделал сенсационное открытие: млекопитающие тоже появляются из яйца, вернее, подобной ему клетки. Почти двести лет спустя биологи из университета Бата готовы оспорить эту прописную истину. Они вывели здоровых мышат, не оплодотворяя яйцеклетку взрослой самки. Партеногенез (размножение неоплодотворенной особи) встречается у некоторых насекомых и рептилий, но млекопитающим для правильного развития нужны два набора генов – отцовский и материнский. Даже если ученым удавалось «обмануть» яйцеклетку и заставить ее делиться в нетронутом состоянии, полученные эмбрионы очень быстро погибали. Важно и то, что сперматозоиды млекопитающих фактически дозревают внутри яйцеклетки, а до встречи с ней не могут начать делиться. Новое исследование опровергает все эти утверждения. Сначала биологи довели яйцеклетку до стадии одноклеточного эмбриона (подобные эксперименты уже проводились), обработав ее хлоридом стронция. Затем уже в этот партеногенетический эмбрион имплантировали ядро сперматозоида и подсадили его суррогатной матери. Эмбрионы успешно прошли весь цикл внутриутробного развития и превратились в обычных здоровых мышат. Остается неясным, сработает ли подобный механизм у людей, а главное, насколько этично ставить подобные эксперименты. Но если «самооплодотворение» распространится, оно, по мнению ученых, поможет в первую очередь бесплодным и гей-парам. Подробный текст о результатах исследования можно прочитать в релизе журнала Nature.

Некоторые животные Исландии «путешествуют» и живут в «ледниковых мышах».

Y-хромосома не нужна для размножения