National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Ученые создадут искусственное северное сияние

Наталья Иншакова
13 апреля 2015
/upload/iblock/7cd/7cd7ab5ffe9c4907a1a4cb817923ec56.jpg
Фото: Flickr/J?rgen Vik.
Исследователи из Стэнфордского университета собираются разработать и вывести в космос ускоритель частиц, который сможет вызывать северное сияние в любой точке планеты.
Аппарат будет создан на основе компактного космического ускорителя частиц – совместного изобретения Национальной лаборатории SLAC и некоммерческого исследовательского института SRI International. Стэнфордские ученые планируют разместить ускоритель, испускающий мощные импульсы электронов продолжительностью 0,1 микросекунды, на высоте 300 километров. Это изобретение поможет ученым подробно изучить поведение частиц в верхних слоях атмосферы. Электроны позволят очертить силовые линии магнитного поля и продемонстрируют, как они меняют форму во время сильной геомагнитной активности при солнечных бурях. Затем электроны будут спускаться в земную атмосферу и взаимодействовать с ее молекулами, вызывая настоящее северное сияние. Ученые предполагают, что смогут наблюдать и более экзотические явления, например, молнии-спрайты и «голубые струи». Согласно расчетам исследователей, луч, испускаемый ускорителем, будет оставлять сияющий след на высоте 44 километра, видимый с земли. Несмотря на то, что проект ускорителя пока существует только на бумаге, большинство сторонних экспертов признают, что его создание абсолютно реально. Смотрите таймлапс-ролик северного сияния, сделанный на МКС, а также фотографии северного сияния, сделанные нашими читателями.