Журнал №190, июль 2019

Ученые создали искусственную сперму

Наталья Иншакова
29 февраля 2016
/upload/iblock/702/7026a9c71254478a66e37a3a6287faba.jpg
Сперматиды, которые не умеют плавать, но при этом способны выполнять главную функцию – оплодотворение.
Фото: Zhou, Wang, and Yuan et al./Cell Stem Cell 2016
Это не первый эксперимент подобного рода, но никогда еще не удавалось получить продукт такого высокого качества. Авторы «лучшей спермы» - биологи из Нанкинского университета в Китае.
Обычно искусственные сперматозоиды выращивают из стволовых клеток, но китайские ученые изобрели более перспективный способ. В лаборатории им удалось создать сперматиды – мужские половые клетки одной из финальных стадий образования. Они абсолютно функциональны, но лишены плавательного хвостика и могут оплодотворить яйцеклетку только in vitro. С помощью этого биоматериала ученые получили здоровое потомство от нескольких десятков самок мышей. Производство искусственной спермы потребовало от биологов скрупулезной работы. Они взяли эмбриональные клетки самца мыши и воздействовали на них цитокинами («информационными» молекулами), чтобы те развились в половые. Затем клетки поместили в питательную среду, аналогичную мужским яичкам, и подвергли действию тестостерона. Полученный материал полностью соответствовал «золотому стандарту» для искусственной спермы, определенному группой ученых-репродуктологов в 2014 году. Его главные критерии: отсутствие клеточных мутаций на каждом этапе образования, правильный набор хромосом и состав ДНК. Как всегда, открытым остается вопрос этичности подобных экспериментов. Искусственная сперма не проходит все естественные стадии клеточного образования и неизвестно, как будут развиваться дети, зачатые таким образом. Кроме того, в яичках сперматиды проходят отбор – организм определяет, какие из них лучше всего подходят для репродукции. В лабораторных условиях это невозможно. Как бы то ни было, эксперименты по созданию искусственной спермы проводятся во многих странах мира и дают надежду тысячам бесплодных мужчин.