Журнал №190, июль 2019

Можно ли приручить волка

Наталья Иншакова
09 февраля 2015
/upload/iblock/215/2154e97cde38078cbe5380a0c6e7d3f0.jpg
Автор фото: Michael Cutmore.
Новые данные, полученные учеными с помощью передовой технологии, заставляют пересмотреть теорию происхождения собак.
Международная группа биологов решила произвести повторный анализ черепов времен палеолита, которые, как считалось до недавнего времени, принадлежат собакам. Но проведенное 3D-исследование доказало, что это останки волков. Ученые создали трехмерные модели черепов животных из бельгийской пещеры Гойе и стоянки Елисеевичи в России. Возраст останков составляет примерно 31700 и 13900 лет соответственно. Биологов в первую очередь интересовала глубина и ширина глазниц и угол между лбом и носом предполагаемых собак. Определив эти параметры, ученые убедились, что черепа принадлежат волкам, а не древним собакам, как считалось ранее. Это открытие позволяет предположить, что во времена палеолита собак еще не существовало. Они появились намного позже, в неолитическую эпоху. Профессор Эбби Дрейк, ведущий автор исследования, полагает, что волков вообще никто не одомашнивал, а собаки произошли от более мелких и покладистых псовых. Ему вторит Реймонд Коппингер, преподаватель биологии в колледже Хэмпшира. По его словам, приручение волков – невероятно сложный и зачастую бессмысленный процесс, так как они вовсе не расположены к сотрудничеству с человеком. Ученые полагают, что одомашнивание животных-предшественников собак произошло очень быстро – скорее всего, они сами прибивались к людским поселениям в поисках пищи. Но как именно проходил процесс приручения, а главное, кто именно был предком современных собак, остается неизвестным.