National Geographic №195, декабрь 2019

Как возродить мамонта

26 марта 2015
/upload/iblock/beb/beb77af3c767d64a6649258f60588421.jpg
Фото: Adam Fagen.
Человечество стало на шаг ближе к возрождению мамонтов: американские ученые соединили несколько генов этих вымерших животных с ДНК азиатского слона.
Эксперименты по возрождению мамонта нельзя назвать клонированием в полном смысле слова: неповрежденный геном, который можно перенести в ядро клетки и таким образом дать начало новой жизни, для доисторического животного найти невозможно. Структура ДНК разрушается примерно за шесть миллионов лет. Мамонты вымерли лишь 10 тысяч лет назад, но и их ДНК уже не является полным. Таким образом, клонирование мамонта получается достаточно условным, однако их генетического материала вполне достаточно для разного рода экспериментов. В настоящее время несколько научных групп во всем мире работает в этом направлении. Первыми о своих успехах рассказали ученые из Гарвардского университета. Их эксперимент пока находится на самой начальной стадии, и даже промежуточные результаты еще рано публиковать в специализированных изданиях. Руководитель исследования Джордж Чарч в общих чертах поделился идеей в интервью британской газете Sunday Times. По его словам, за основу был взят инструмент редактирования генома CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats), позволяющий сращивать различные гены. Ученые выделили основной отличительный признак мамонтов: это способность выживать в условиях низких температур. За это отвечают гены, формирующие шерстяной покров, подкожный жир, уровень гемоглобина и так далее. В результате, сейчас лаборатория располагает здоровыми клетками слона с фрагментами ДНК мамонта. На следующем этапе планируется вживлять гибридные ДНК в искусственно выращенных эмбрионов. По мнению Джорджа Чарча, если эксперимент завершится удачно, то даже такие неточные копии мамонтов сыграют важную роль в стабилизации экосистемы сибирской тундры. Стоит отметить, что мировое сообщество относится к этим исследованиям неоднозначно. Многие ученые напоминают, что в настоящее время африканские и индийские слоны уже находятся на грани вымирания. Усилия лучше направлять на их сохранение вместо того, чтобы возрождать вымерший вид, чьи перспективы на выживаемость в естественной среде обитания неизвестны.