Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Ученые впервые измерили массу нейтрино

National Geographic Россия
26 августа 2019
The Sudbury Neutrino Observatory
Нейтринная обсерватория Садбери
Фото: Berkeley Lab/flickr.com
Частица оказалась в шесть миллионов раз легче электрона.

Ученые измерили максимальную массу одного из типов частицы – электронного нейтрино. Они взяли данные о движении примерно 1,1 миллиона галактик из спектроскопического исследования колебаний барионов, а также использовали информацию из различных источников, включая крупнейшую 3D-карту галактик во Вселенной, ускорители частиц и ядерные реакторы. Эта информация была загружена в суперкомпьютер Grace.

«Мы использовали более полумиллиона вычислительных часов для обработки данных. Это эквивалентно почти 60 годам на одном процессоре. Этот проект раздвинул границы для анализа больших данных в космологии», – говорится в заявлении соавтора исследования Андрея Кучеу.

Результат не дал фиксированного числа для массы самого легкого типа нейтрино, но он сузил его: масса этого вида нейтрино не превышает 0,086 электрон-вольт (эВ), что примерно в шесть миллионов раз меньше, чем масса одного электрона.

Это число устанавливает верхнюю, но не нижнюю границу для массы самого легкого вида нейтрино. Возможно, что в нем вообще нет массы. Физики утверждают, что по крайней мере два из трех видов нейтрино (электронного, мюонного и тау) должны иметь некоторую массу и что между их массами существует связь.

Доверительный интервал измерений составляет 95% – это вероятность того, что реальное значение окажется близко к вычисленному в пределах погрешности.

Нейтрино – общее название шести нейтральных фундаментальных частиц с полуцелым спином, участвующих только в слабом и гравитационном взаимодействиях и относящихся к классу лептонов.

До недавнего времени считалось, что нейтрино – это безмассовая частица, такая же, как фотон. Ученые Такааки Кадзита и Артур Макдональд получили Нобелевскую премию по физике 2015 года «за открытие нейтринных осцилляций, показывающих, что нейтрино имеют массу».

За секунду сквозь наше тело проходит около 60 миллиардов нейтрино.

Масса Млечного Пути составляет 1,5 триллиона солнц. 84% из нее – темная материя

У нас есть классный канал в Телеграме – подписывайтесь!