National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Умение лгать помогает детям решать сложные задачи

22 июня 2015
/upload/iblock/43e/43e65ad14f6faf5b0bf91315d32f2325.jpg
Фото: Vladimir Pustovit/Flickr.com
/upload/iblock/7ed/7ed479cda4acc048f0285adfeebd1a80.jpg
Фото: Роман Волков
/upload/iblock/67c/67cc482d08c1e5eba9e7f80e415c1dd0.jpg
Фото: Татьяна Вавилова
Люди, умеющие виртуозно лгать, обладают лучшей памятью. Ученые доказали это на примере детской лжи: малыши, в ходе эксперимента попытавшиеся схитрить, показали лучшие результаты.
Ученые из Шеффилдского университета в Великобритании предложили детям викторину, по результатам которой предполагалось оценить их способности к запоминанию информации, а также общие психологические аспекты. В эксперименте приняло участие 135 детей в возрасте 6 и 7 лет; подробные результаты исследования будут опубликованы в Journal of Experimental Child Psychology. Вопросы викторины, начинаясь от самых простых («Какого цвета банан?»), постепенно усложнялись. Каждый ребенок находился в изолированном помещении, но у него была возможность подглядеть правильный ответ на обороте карточки с заданием. В комнатах было установлено видеонаблюдение, но малыши об этом не знали.
Многие дети, столкнувшись со сложным вопросом, подсмотрели правильный ответ, однако затем признались в этом далеко не все: некоторые участники эксперимента уверяли ученых, что ответили самостоятельно. Следующая серия тестов показала, что лгущие дети лучше других справляются с заданиями – они могут не только одновременно держать в памяти больше информации, но и виртуозно оперировать ею. Таким образом был исследован еще один аспект «рабочей памяти» человека. Этим термином называют разновидность памяти у мыслящих живых существ, определяющую способность «держать в уме» небольшие фрагменты информации, необходимые для сиюминутной мыслительной деятельности. Понятие рабочей памяти тесно связывают с понятием подвижного интеллекта – способностью мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Прочтите также о том, как можно вернуть утраченную память; узнайте, кто из животных лучше всего запоминает события.