National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Умирающая звезда отстреливается плазменными шарами

07 октября 2016
/upload/iblock/e8a/e8ad414dc959353a91d82625eae30e3e.jpg
Фото: NASA / ESA / STSCI
/upload/iblock/0fe/0fe75f65805b86b2291780e1a184e2ea.jpg
Телескоп "Хаббл"
Фото: NASA
Космический телескоп «Хаббл» запечатлел необычную активность двойной звезды в созвездии Гидры: каждые 8,5 лет она «выстреливает» в космос гигантскими плазменными шарами.
Звезда V Гидра, открытая несколько лет назад, находится на расстоянии около 1200 световых лет от Земли. Она является красным гигантом: это один из последних этапов жизни звезд, подобных Солнцу. На поздних стадиях эволюции такие звезды, нагреваясь, заметно «раздуваются». Астрофизики знали, что V Гидра выбрасывает в окружающее пространство огромные сгустки плазмы приблизительно раз в 8,5 лет на протяжении как минимум четырех столетий, но увидеть это удалось только недавно при помощи телескопа «Хаббл». Как говорится в статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal по итогам исследования, плазменные шары размером в два раза больше Марса «катапультируются» со скоростью в 200-250 километров в секунду. Если бы они двигались от Земли до Луны, то преодолели бы это расстояние за полчаса. Явление не вписывается в современные знания о стадиях жизни красных гигантов. V Гидра уже потеряла как минимум половину своей массы и медленно сжигает остатки водорода. Подобная термоядерная реакция слишком слаба, чтобы служить источником энергии для выбросов массивных сгустков плазмы. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что возле умирающей звезды должен находиться своеобразный «спусковой механизм». Скорее всего, выброс плазмы объясняется влиянием невидимой телескопам соседней звезды, которая делает оборот вокруг V Гидры за 8,5 лет. Проходя сквозь верхние слои неплотной атмосферы красного гиганта, она притягивает материю. Некоторые сгустки меняют траекторию движения и отправляются в открытый космос. Остывая, они принимают самые разные формы. Это наблюдение позволяет объяснить еще один астрономический вопрос: почему планетарные туманности, которые являются результатом сброса красными гигантами внешних оболочек, выглядят столь непохоже друг на друга и содержат в себе множество завихрений, лепестков и шарообразных структур. Посмотрите, как Солнце будет превращаться в красного гиганта.