Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Космос

Обнаружена уникальная сверхновая. Она поможет объяснить, как погибали первые звезды Вселенной

National Geographic Россия
20 августа 2019
Сверхновая
Фото: Howard's Astronomical Adventures
Погибнув, эта звезда не оставит после себя ничего.

Специалисты Гарвардского университета сообщили об обнаружении сверхновой звезды нового типа.

Вспышка сверхновой – явление, в ходе которого звезда высвобождает огромное количество энергии и резко увеличивает свою яркость на 10-20 звездных величин с последующим сравнительно медленным затуханием вспышки. Из оставшейся части вещества ядра взорвавшейся звезды образуется нейтронная звезда, либо – при достаточной массе объекта – черная дыра. Ученые выяснили, что существует и третий сценарий, при котором звезда не оставляет после себя массивных объектов.

К такому типу звезд относится SN2016iet, обнаруженная 14 ноября 2016 года спутником Gaia. Три года последующих наблюдений с помощью различных телескопов дали представление о составе звезды и ее физических характеристиках.

Спектроскопические данные показывают, что звезда выделяет в основном кальций и кислород, испытывая недостаток водорода и гелия. Место, где произошла вспышка, находится далеко от центра галактики и характеризуется низким уровнем более тяжелых элементов.

Предположительно, звезда была в 130-260 раз массивнее Солнца. Со временем она потеряла большую часть водорода и гелия, став плотным ядром из тяжелых элементов. Если версия исследователей верна, то гамма-лучи, которые обычно создают внешнее давление в ядре, вместо этого будут поглощаться нейтронами этих более тяжелых элементов, и звезда сама разрушится под действием собственной силы тяжести.

Наличие подобных звезд предполагалось ранее только теоретически. Она называется парно-нестабильная сверхновая и характеризуется образованием пар частица-античастица с последующей аннигиляцией и мощнейшим взрывом.

Автор исследования, профессор астрономии Гарвардского университета Эдо Бергер сообщил, что в настоящее время ученые не могут с точностью объяснить все свойства звезды. «Если это действительно сверхновая с парной нестабильностью, то это здорово. Думаю, подобные взрывы были более распространены в ранней Вселенной среди первого поколения массивных звезд. Эти сверхновые могли сформировать сегодняшний химический состав галактик», – пояснил он.