Космос

Астрономы значительно расширили список потенциально обитаемых экзопланет

National Geographic Россия
26 августа 2021
0001.png
Они уверены, что найдут биосигнатуры за пределами Солнечной системы уже в ближайшие годы.

Астрономы определили новый класс экзопланет, сильно отличающихся от нашей, но способный поддерживать жизнь. По мнению ученых, это открытие может значительно ускорить поиск жизни за пределами Солнечной системы.

В поисках жизни в космосе астрономы в основном искали планеты с такими же размерами, массой, температурой и составом атмосферы, как у Земли. Однако астрономы из Кембриджского университета считают, что существуют более многообещающие возможности.

Исследователи определили новый класс пригодных для жизни планет, получивший название «Гайкеи». Это горячие, покрытые океаном планеты с богатой водородом атмосферой, которые более многочисленны, чем планеты земного типа.

Авторы работы утверждают, что обнаружение биосигнатур жизни за пределами Солнечной системы в течение следующих двух или трех лет является реальной возможностью. Кроме того, эти планеты имеют гораздо более широкую «зону Златовласки» — область, в системе Звезды, позволяющей поддерживать жизнь.

Многие из основных кандидатов в Гайкеи, идентифицированные исследователями, больше и горячее, чем Земля, но все же обладают характеристиками, позволяющими содержать большие океаны, которые могут поддерживать микробную жизнь, подобную той, которая встречается в некоторых из самых экстремальных водных сред Земли.

Планеты Гайкеи могут быть в 2,6 раза больше Земли и иметь температуру атмосферы почти до 200 °C, но их океанические условия могут быть аналогичны условиям, способствующим микробной жизни в океанах нашей планеты.

Планеты такого размера преобладают в известной популяции экзопланет, хотя они не были изучены так подробно, как Суперземли. Эти миры довольно распространены, а это означает, что самые многообещающие места для поиска жизни в других частях галактики могли скрываться у всех на виду.

Пытаясь определить, каковы условия на планете за много световых лет от нас, астрономам сначала нужно выяснить, находится ли планета в обитаемой зоне своей звезды, а затем искать молекулярные сигнатуры, чтобы сделать вывод об атмосферной и внутренней структуре планеты, которая определяют состояние поверхности, наличие океанов и потенциал для жизни.

Астрономы также ищут определенные биосигнатуры, которые могут указывать на возможность существования жизни. Чаще всего это кислород, озон, метан и закись азота, которые в больших количествах присутствуют на Земле. Есть также ряд других биомаркеров, таких как метилхлорид и диметилсульфид, которых меньше на Земле, но они могут быть многообещающими индикаторами жизни на планетах с богатой водородом атмосферой.

Исследователи обнаружили, что ряд следов наземных биомаркеров, которые, как ожидается, будут присутствовать в атмосферах планет Гайкеи, будут легко обнаружены с помощью спектроскопических наблюдений в ближайшем будущем. Большие размеры, более высокие температуры и богатые водородом атмосферы этих миров делают их атмосферные сигнатуры гораздо более заметными, чем у планет земного типа.

Для начала команда определила значительную выборку потенциальных планет Гайкеи, которые стали первыми кандидатами для подробного изучения с помощью телескопов следующего поколения, таких как космический телескоп Джеймса Уэбба. Все они вращаются вокруг красных карликов на расстоянии 35-150 световых лет от нас, что довольно близко по астрономическим стандартам.

«Обнаружение биосигнатур изменит наше понимание жизни во Вселенной. Мы должны открыто говорить о том, где мы ожидаем найти жизнь и то, какую форму она может принять, поскольку природа продолжает удивлять нас зачастую невообразимыми способами», — пишут исследователи.

Тестируем объективы Nikon в арктических условиях