Космос

Белый карлик размером с Луну оказался массивнее Солнца

National Geographic Россия
01 июля 2021
0001.jpg
Астрономы наткнулись на исключительно редкий объект.

Белые карлики — это класс мертвых звезд, состоящих из электронно-ядерной плазмы. Они образуются в процессе эволюции звезд, чья масса недостаточна для превращения в нейтронную звезду. Когда звезда главной последовательности малой или средней массы заканчивает процесс термоядерного синтеза, она становится красным гигантом, а затем сбрасывает внешнюю оболочку, формируя планетарную туманность. Бывшее ядро звезды при этом становится белым карликом, состоящим из углерода и кислорода.

Верхний предел массы, при котором белый карлик может существовать составляет от 1,38 до 1,44 солнечных масс. Этот предел называется пределом Чандрасекара, в честь индийского ученого Субраманьяна Чандрасекара, который выявил эту закономерность у белых карликов. При превышении этих пределов звезда взрывается сверхновой.

Недавно астрономы открыли необычного белого карлика, который стоит почти у предела Чандрасекара. Это звезда ZTF J1901 + 1458, расположенная примерно в 130 световых годах от нас в созвездии Орла. Ее масса примерно в 1,35 раза превышает солнечную при диаметре всего 4280 километров. Это на 800 километров больше диаметра Луны.

Ученые считают, что причина столь большой массы при таких маленьких размерах лежит в необычном происхождении звезды. Они уверены, что белый карлик ZTF J1901 + 1458 стал продуктом эволюции двойной звездной системе. В ней две звезды по отдельности превратились в белых карликов в конце своих жизненных циклов, а затем начали движение по спирали навстречу друг другу и слились в единое целое.

«Этот белый карлик действительно экстремален. Мы нашли объект, который действительно находится на пределе того, насколько маленьким и тяжелым может быть белый карлик», – Илария Каяццо, ведущий автор исследования.

Этой звезде около 100 миллионов лет, и сила ее магнитного поля в миллиард раз больше солнечного. Она также имеет экстремальное вращение, делая полный оборот вокруг своей оси каждые семь минут.

По словам Каяццо, у ZTF J1901 + 1458 все же есть перспективы превратиться в нейтронную звезду. Эти светила представляют собой еще более плотный класс объектов, которые сопоставимы по массе с Солнцем, но имеют диаметр 10-20 километров.

Астрономы пока не знают, насколько часто это происходит, но рассчитывают, что открытие других сверхтяжелых и компактных белых карликов даст ответ на этот вопрос.

«Есть так много вопросов, на которые предстоит ответить, например, какова скорость слияния белых карликов в галактике, и достаточно ли этого, чтобы объяснить количество сверхновых типа Ia? Как магнитное поле генерируется в этих мощных событиях и почему существует такое разнообразие напряженности магнитного поля среди белых карликов?», — говорит Каяццо.

Пальмы