Журнал №191, август 2019
Космос

Большое красное пятно Юпитера – на 4K-видео от NASA

14 октября 2015
/upload/iblock/380/380bea2182dffa4976e37db02c4c5740.jpg
Сравнительные размеры Земли и БКП; снимок Юпитера сделан станцией "Кассини" в 2000 году.
Фото: NASA
/upload/iblock/55c/55cd2cc0996ba90c07120f05e0e40cf5.jpg
Снимок «Вояджера-1», сделанный в 1979 году.
Фото: NASA
/upload/iblock/881/881af1a2b9cbf5cb7e6406b98e7893d2.jpg
Фото: Anthony Wesley/NASA
Использовав фотографии, полученные телескопом «Хаббл», NASA создало новое видео, показавшее динамику изменения цвета и размера Большого красного пятна на диске планеты.
Большим красным пятном (БКП) называют атмосферное образование на Юпитере: наполненный газом ураган-антициклон, расположенный примерно на 22° южной широты и двигающийся параллельно экватору. Одновременно газ вращается против часовой стрелки с периодом оборота около 6 земных суток, а скорость ветра внутри пятна превышает 500 км/ч. Оставаясь самым большим атмосферным вихрем в Солнечной системе, за минувший год БКП уменьшилось на 240 километров, и теперь оно достигает примерно 16 тысяч километров в ширину. Его размеры меняются постоянно: максимальный показатель был зафиксирован в конце XIX века: 41 038 километров (для сравнения – средний диаметр Земли составляет 12 742 километра). Помимо БКП, на Юпитере имеются и другие «пятна-ураганы», меньшие по размерам и имеющие различные цвета: от белого до коричневого. Ввиду разницы скоростей течений атмосферы Юпитера здесь иногда происходят столкновения ураганов. Одно из них имело место в 1975 году, в результате чего красный цвет БКП на несколько лет потускнел. А в 2008 году было зафиксировано поглощение БКП небольшого пятна красного цвета. Новые снимки, полученные при помощи широкоугольной камеры телескопа «Хаббл» и объединенные в видеоролик, показывают ярко-оранжевый цвет урагана-антициклона. Точного объяснения красного цвета БКП у ученых нет. Возможно, пока ураган находится на одинаковой высоте с общей поверхностью верхнего края атмосферы, он имеет белый цвет. Но когда его мощность увеличивается, вихрь поднимается несколько выше общего слоя облаков, где ультрафиолетовое излучение Солнца химически изменяет цвет, придавая ему красноту. Еще одна версия связывает цвет БКП с наличием химических соединений, включающих фосфор. Смотрите другие красивые фотографии, сделанные телескопом «Хаббл».