Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Что получится, если столкнутся две звезды? Очень много золота и платины

30 августа 2019
Untitled 2.jpg
Взрыв 2016, снятый «Хабблом».
Фото: NASA/ESA/E. Troja
Драгоценные металлы достались Земле в наследство после подобной космической катастрофы (это гипотеза, но красивая).

17 августа 2017 года астрофизики засекли гравитационные волны (пятый случай в истории!) и мощный всплеск электромагнитного излучения в гамма-диапазоне. Виновника (точнее, виновниц) нашли на ночном небе: ими были две нейтронные звезды, слившиеся в одну килоновую в 130 миллионах световых лет от нас. Это событие казалось беспрецедентным! До недавнего времени.

Изучив историю наблюдений за 2016 год, учёные нашли массив данных, очень похожих на слияние 2017: тогда зарегистрировали чрезвычайно похожий скачок светимости и гамма-излучения – но не вполне поняли его природу. Теперь астрофизики уверены, что им повезло наблюдать аналогичное событие.

«Очень яркий инфракрасный сигнал от события 2016 года, возможно, делает его самой ясно и отчётливо наблюдаемой килоновой звездой, которую мы наблюдали в глубоком космосе», – говорит Элеанора Тройя, научный сотрудник из Департамента астрономии Мэрилэнда.

Любопытно, что при слиянии таких звёзд образуется огромное количество тяжёлых металлов, таких как золото и платина. Точно оценить их объём не представляется возможным, но астрофизики говорят о образовании металлов массой в сотни планет. Не исключено, что именно слияние килоновых могло стать источником всего золота и платины, которое находится на нашей планете.