Журнал №191, август 2019

Игорь Тирский
15 июля 2015
/upload/iblock/d6e/d6e18776234e2caae88e2164199f4fda.jpg
Фото: NASA
Игорь Тирский резюмирует ключевой этап плутонской миссии межпланетной станции "Новые Горизонты" и рассказывает о том, что будет дальше.
19 января 2006 года модифицированная ракета-носитель «Атлас-5» 551 стартовала с необычной нагрузкой — автоматической межпланетной станцией «Новые Горизонты». Этот запуск дал старт программе NASA «Новые Рубежи” и ознаменовал начало новой эры в освоении дальних рубежей и загадочных областей нашей Солнечной системы. К 2015 году «Новые Горизонты» преодолели около 4,5 млрд километров и вышли на курс к системе Плутона. Уже в январе-2015 ученые NASA стали получать первые изображения пары Плутон-Харон; тогда на снимках она выглядела как две расположенные рядом точки. Разрешение камеры LORRI — главного телескопа КА «Новые Горизонты» диаметром 20,8 см — составляет примерно 1 секунду дуги. Проще говоря, при максимальном сближении аппарата с Плутоном (на расстоянии около 12 500 км от поверхности планеты) мы увидим детали на его поверхности в разрешении примерно 30-50 метров на пиксель. Снимок системы от 25 января 2015 года Расстояние: 203 млн. км; выдержка: 100 миллисекунд.
/upload/iblock/b4a/b4a13a70361fa3c4f25fad87622f4f43.jpg
NASA
Преодолев еще 200 миллионов километров и оказавшись на расстоянии всего в 2 миллиона километров от Плутона, «Новые Горизонты» передали нам еще одно фото карликовой планеты. Снимок от 12 июля, выдержка 100 миллисекунд
/upload/iblock/9cb/9cb5ef752e456db081452c41f6e72089.jpg
NASA
14 июля 2015 года наступил “момент Х”. New Horizons оказались на минимальной дистанции от поверхности Плутона - всего лишь в 12 500 км от него - и в 28 800 км от Харона. В течение нескольких десятков минут космический аппарат занимался картографированием поверхности обоих тел Солнечной Системы на минимальном расстоянии, измерением важных параметров этих объектов - таких как спектральный состав атмосферы и грунта планеты и ее спутника. Превью мозаики области «сердце» состоящей из 15 кадров. Три кадра (желтый цвет) придут на Землю завтра, еще четыре (пурпурный цвет) - в понедельник, а остальные восемь (красный) - 14 сентября и 18 ноября 2015 года соответственно. Снимки были сделаны с расстояния 74 875 км. Разрешение съемки - 370 метров/пиксель.
/upload/iblock/886/886bb24777ef91bcc69a5f173a90345f.jpg
NASA
Все научные данные записаны на flash-накопители аппарата и будут отсылаться на Землю в течение двух лет, т.к. скорость передачи данных сейчас на орбите Плутона составляет всего 768 бит/с. Аппарат удаляется от земли на скорости в 13,8 км/с поэтому скорость передачи данных (и мощность энергетической установки на борту, которая питает антенну и приборы) будет только падать. Как заметил Зеленый Корабль, евангелист лучшего русскоязычного сайта о миссии к Плутону whereispluto.info: “Данные на «Новых Горизонтах» сейчас как золотой торрент с одним раздающим и самым ужасным каналом на свете». Полет к цели был очень долгим, а рандеву - очень коротким, словно долгожданная встреча с незнакомцем, о которым вы очень много слышали, но никогда не видели воочию. Именно таким предстал перед нами Плутон. Никто и никогда не видел его прежде - лишь благодаря энтузиазму людей, которые решились и направили “Новые горизонты” в уже ставший легендарным полет, мы можем лицезреть этот удивительный мир, мрачный и холодный, но кажущийся таким близким и родным для многих из тех, кто впервые в жизни увидел его на снимках.
Некоторые фото Плутона не придется ждать очень долго - NASA публикует их с завидным постоянством. В галерею снимки попадают примерно через сутки после того, как аппарат их сделает, еще сутки или двое нужны на то, чтобы отредактировать полученные изображения и выложить их в Галерею, а самые лучшие из них появляются на главной странице сайта NASA сразу же после получения. На этом исследования New Horizons не заканчиваются. Впереди нас ждут самые лучшие моменты в многолетнем путешествии к звездам. Именно в межзвездное пространство и направится аппарат, набравший огромную скорость, которую он уже не сможет погасить. Миссия рассчитана на 10 лет активной работы после встречи с Плутоном и закончится в 2026 году. На такое непродолжительное по меркам межпланетных перелетов время и рассчитан запас диоксида плутония-238 на борту КА. Александр Войтюк, администратор Deep Space, сообщества о космических исследованиях: "Станция New Horizons станет пятым созданным человеком объектом,который улетит в пространство навсегда, унося с собой компакт-диск с именами более чем 400 000 человек и часть праха астронома Клайда Томбо, открывшего Плутон в 1930 году".