National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Все, что известно о коронавирусе, распространяющемся по миру
Космос

Экзопланету впервые обнаружили с помощью радиоволн

02 марта 2020
_-.jpg
Фото: European Southern Observatory / flickr.com
Новый метод позволяет находить скалистые планеты, подобные Меркурию, Венере, Земле и Марсу.

Астрономы обнаружили экзопланету размером с Землю на орбите звезды GJ 1151, которая находится всего в 26 световых годах от Солнца. За основу нового метода ученые приняли взаимодействие между магнитным полем Юпитера и его спутника Ио.

«Мы адаптировали знания из десятилетий радионаблюдений за Юпитером к случаю этой звезды. Давно предсказывалось, что масштабная версия взаимодействия Юпитера с Ио существует в системах между звездами и планетами, и наблюдаемое нами излучение очень хорошо соответствует этой теории», – Джо Каллингем, соавтор исследования из Нидерландского института радиоастрономии (ASTRON).

До настоящего времени существовало два основных способа обнаружения экзопланет. Транзитный метод помогает найти планету, когда она проходит между своей звездой и Землей — это отражается на светимости звезды и раскрывает нам местоположение объекта исследования. Метод Доплера или метод лучевых скоростей заключается в спектрометрическом измерении радиальной скорости звезды, обладающей планетной системой.

Взаимодействие между Юпитером и Ио интересно тем, что газовый гигант производит сигнатурное излучение на радиоволнах, которые в основном поляризованы по кругу и которые могут быть мощнее на более низких частотах, чем аналогичные длины волн от Солнца.

Магнитное поле Солнца недостаточно сильное, а расстояния слишком велики, чтобы произвести аналогичный эффект от его взаимодействия с планетами Солнечной системы. Но красные карлики имеют гораздо более мощные магнитные поля, которые можно обнаружить.

Астроном Хариш Ведантам из ASTRON и международная команда исследователей решили искать низкочастотные радиоволны с круговой поляризацией. Они использовали данные исследования, проведенного с использованием LOFAR — телескопа в Нидерландах, который сканирует небо на низких радиочастотах. Ученые выявили несколько излучений, которые соответствуют красным карликам.

Одной из таких звезд стала GJ 1151. Она оказалась идеальным кандидатом для дальнейшего изучения. Многие красные карлики — особенно те, что обнаруживаются на радиоволнах — чрезвычайно турбулентны. Они наполняют пространство вокруг себя звездными вспышками, вращаясь очень быстро или взаимодействуя со звездой-спутником. GJ 1151 вращается крайне медленно, делая лишь один оборот за 130 земных суток. Кроме того, ученые исключили наличие возле нее звезды-компаньона.

« ...мы искали доказательства того, что звезда-компаньон маскируется под экзопланету в радиоданных. Но мы исключили этот сценарий и считаем, что наиболее вероятным является наличие у GJ 1151 планеты размером с Землю, которая слишком мала для обнаружения нашими оптическими приборами», – Бенджамин Поуп, соавтор исследования из Нью-Йоркского университета.

Точную массу этой планеты лишь предстоит определить, но ученые предполагают, что это скалистое тело, делающее оборот вокруг своей звезды каждые 1-5 дней. Она довольно близка к звезде и, вероятно, не может быть потенциально обитаемой.

Ученые отмечают, что транзитный метод и метод Доплера позволяют обнаруживать в основном крупные планеты, наподобие Юпитера, Сатурна, Нептуна и Урана. Новый метод, напротив, перспективен с точки зрения обнаружения менее массивных экзопланет.

«Долгосрочная цель состоит в том, чтобы определить, какое влияние магнитная активность звезды оказывает на обитаемость экзопланеты, и радиоизлучение является большой частью этой головоломки. Наша работа показала, что это жизнеспособно с радиотелескопами нового поколения и поставило нас на увлекательный путь», — заключает Ведантам.

Взгляните на новую красную экзопланету: среди обнаруженных транзитным методом она — одна из ближайших!

В эти дни мы вместе с Visit Britain запустили небольшую анкету для путешественников – хотим понять, как стать для вас еще интереснее и полезнее. Пройти опрос можно здесь, а когда он завершится, мы разыграем среди респондентов 10 отличных футболок от Visit Britain.

Пять звезд на берегу Телецкого озера