Журнал №191, август 2019

20 октября 2016
/upload/iblock/d1e/d1e58a12a094ea45df2b88b42da9247c.jpg
Зонд TGO совершает маневр вокруг Красной планеты
Фото: ESA
На 19 октября 2016 пришлись ключевые этапы проекта ExoMars. В настоящее время ученые не могут поймать сигнал с модуля Schiaparelli.
Хронология вчерашних событий такова: в 18:24 по Москве зонд Trace Gas Orbiter (TGO) завершил 139-минутный маневр, изменив скорость и направление движения, и успешно зашел на орбиту Марса. В настоящее время системы работают в штатном режиме: зонд приступил к сбору данных о составе марсианской атмосферы. Искусственный спутник TGO вращается вокруг Красной планеты по эллипсовидной траектории, совершая полный оборот за 4 земных дня:
/upload/iblock/3b1/3b1eff735b0defabc27f5f5293326871.png
ESA
Иначе дело обстоит с модулем “Скиапарелли”. Этот аппарат был сконструирован для тестирования посадочной системы; ученые рассчитывали, что на подлете к Красной планете он замедлит скорость с помощью парашюта и небольших реактивных двигателей, а затем опустится на поверхность Марса. Аппарат должен был достичь верхних слоев атмосферы 19 октября в 17:42 по мск.
Незадолго до начала снижения сигнал от модуля принял индийский радиотелескоп Giant Metrewave Radio Telescope, однако после связь со “Скиапарелли” прервалась.
Так ученые рассчитывали посадить «Скиапарелли»:
/upload/iblock/099/0990c8fc7acc0a7dc296c6fd06031ab9.jpg
ESA
Выяснить, совершил ли аппарат мягкую посадку, можно будет в течение 10 дней – на этот срок рассчитан ресурс аккумуляторов на “Скиапарелли”. Впрочем, есть шанс реконструировать события вчерашнего дня: до входа в атмосферу модуль транслировал информацию о состоянии бортовых систем на TGO. Расшифровка этих телеметрических данных поможет ученым ESA выяснить, каким оказался финал миссии. Главной целью ExoMars - совместного проекта ESA и Роскосмоса – является поиск следов жизни на Красной планете. Межпланетный перелет аппаратов TGO и Скиапарелли длился более семи месяцев. Второй этап миссии – заброска марсохода и буровой установки – назначен на 2020 год.