Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Фабрика звезд: ученые обнаружили скопление галактик с активным звездообразованием

National Geographic Россия
14 сентября 2015
/upload/iblock/1c8/1c8f6db9c5930e2907582d49d9dadc83.jpg
Фото: NASA/STScI/ESA/JPL-Caltech/McGill
/upload/iblock/1fb/1fb05cb9cc8cc33d7b2b7b8dddb6af81.jpg
Фото: NASA/STScI/ESA/JPL-Caltech/McGill
Астрономы обнаружили редкое скопление галактик SpARCS1049+56, в сердце которого идет интенсивный процесс образования новых звезд. Неожиданное открытие было сделано при помощи телескопов Spitzer и Hubble.
Скопления галактик или галактические кластеры - это гравитационно связанные семейства галактик. Например, Млечный путь относится к небольшой галактической группе, называемой Местной группой, которая в свою очередь входит в сверхскопление галактик Ланиакея (что в переводе с гавайского означает “необъятные небеса”). “Обычно в центрах скоплений встречаются старые или потухшие звезды, - рассказывает Трэйси Уэбб из Университета Макгилла (Канада), автор работы, одобренной для публикации в журнале Astrophysical Journal. - Но нам кажется, что эта гигантская галактика в центре кластера стала так интенсивно образовывать новые звезды после поглощения меньшей”. В сердце большинства скоплений лежит “неповоротливая” галактика, которая не создает большое количество звезд. В этом и заключается отличие недавно обнаруженного кластера, который исследователи обозначили как SpARCS1049+56: доминирующая в нем галактика буквально “выплевывает” новые звезды - около 860 в год. Для сравнения, в Млечном пути за это время появляется лишь одна-две новые звезды. Исследуемое галактическое скопление находится на расстоянии 9,8 миллиардов световых лет от Земли в созвездии Большой Медведицы, и его масса оценивается в 400 триллионов солнц.