Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Где на Земле еще можно увидеть звезды

Популярная Механика
12 июня 2016
/upload/iblock/e0b/e0bd540303668552542db22e230c99ed.jpeg
Фото: Алексей Заводский
/upload/iblock/9d1/9d1867de7f2a5eccea48816efa9bf313.jpeg
Фото: Алексей Заводский
80% населения Земли не видит настоящего неба, делают вывод ученые из Института науки и технологии по исследованию светового загрязнения (Light Pollution Science and Technology Institute) в Италии, составившие атлас светового загрязнения планеты.
На карте черным обозначены места, где можно видеть ночное небо, не затронутое антропогенным свечением, синим — места, где по ночам сильнее обычного светится кромка горизонта. Зеленый свет означает от 8 до 50% более светлую ночь. Желтые зоны в легенде карты обозначены как "natural sky lost" (естественное небо утрачено): свечение на 50% более яркое, но Млечный путь все еще различим. Красный — те места, где нашу галактику нельзя увидеть даже самой безоблачной ночью, а белые участки карты означают предел яркости, при котором человеческий глаз переключается из ночного в дневной режим.
/upload/iblock/5be/5bed89d22ed90286924e42b219a73581.jpg
Light Pollution Science and Technology Institute / advances.sciencemag.org
Световое загрязнение вредно не только потому, что лишает нас возможности полюбоваться звездами. Менее темные ночи мешают ночным животным вроде летучих мышей, заставляют птиц ошибаться с временем миграции и губительны для подводных экосистем. Кроме того, световое загрязнение пагубно сказывается на циркадных ритмах человека и увеличивает риск развития некоторых видов рака. Первый атлас светового загрязнения был составлен в 2001 году; тогда ученые работали с данными, собранными наблюдателями — любителями. Для составления атласа 2016 года использовались спутниковые данные и сверхточные приборы для оценки освещенности.