Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Как измерить расстояние в космосе

Популярная Механика
18 октября 2015
/upload/iblock/257/2573c572ac2f0869daeb5a23f2bc0641.jpg
Фото: commons.wikimedia.org
/upload/iblock/e1b/e1b48abe6421c8e7e7272c47ddeb69a2.png
Фото: Vert Dider/Youtube.com
/upload/iblock/893/893b4e807a63d38877cdf1205dc102a1.png
Фото: Vert Dider/Youtube.com
Астрономы с завидной регулярностью открывают звезды, планеты и даже целые звездные системы. Но как они узнают, на каком расстоянии эти космические тела находятся друг от друга и от самой Земли?
Для близко расположенных объектов используется метод тригонометрического параллакса. Смысл его довольно прост. Если вытянуть вперед руку с оттопыренным большим пальцем и закрыть сначала один глаз, а потом - другой, возникнет ощущение, что палец меняет положение, а объекты на фоне остаются неподвижными. Со звездами происходит то же самое. Однако Земля не слишком велика: даже расположенные на экваторе друг напротив друг телескопы не смогли бы определить позиции смещения звезды. Поэтому наблюдение ведется в течение шести месяцев, так как за это время Земля проходит половину своей орбиты вокруг Солнца. Измерения положения звезд зимой и летом можно сравнить с наблюдением объекта то левым, то правым глазом. Ближние звезды выглядят сместившимися на фоне более далеких звезд и галактик. Но этот метод подходит только для расстояний не более нескольких тысяч световых лет. О других способах измерения расстояний в космосе можно узнать из видео: Посмотрите также инфографику от NASA и узнайте, как прожить год в космосе.