National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Какая звезда находится дальше всех от Земли?

Николай Кулапов
03 апреля 2018
В 2016 году ученый заметил на снимке «Хаббла» светлую точку. В 2011 году в том же участке небосклона ее не было. Так был открыт Икар – самая далекая из всех звезд, которые когда-либо видели земляне.
Икар – голубой сверхгигант. Он намного горячее, массивнее и ярче желтого карлика по имени Солнце, но увидеть его невооруженным глазом невозможно: он очень и очень далеко. Лучу света требуется 9 миллиардов лет, чтобы дойти от него до Земли. На таком расстоянии свет одной-единственной (пусть и такой массивной) звезды не может различить даже «Хаббл».

Правда, орбитальная обсерватория делала снимки и более далеких объектов – но это были либо чрезвычайно яркие сверхновые, либо – целые галактики (вот пример). Правда, настолько удаленные галактики выглядят небольшим светящимся пятнышком, и различить отдельные звезды в них невозможно.

Ученые обнаружили Икар только с помощью других звезд (точнее, их гравитации).

Для сравнения: Солнце относят к классу G. Икар – звезда B-класса.

Morgan-Keenan_spectral_classification.png

Когда массивный объект (черная дыра или галактика) проходит между наблюдателем и далекой звездой, то его гравитационное поле искажает излучение звезды – словно линза, которая изменяет направление солнечных лучей.

Из-за этого свет далеких небесных тел оказывается многократно усилен (в среднем – раз в 50) и/или искажен: вместо галактики можно увидеть дугу-подкову, а вместо квазара – крест.
/upload/iblock/a89/a895ad2f51f5dc64572acd0ab6101059.jpg

«Природа сама дала нам телескоп, который мы бы не смогли построить», – Алекс Филиппенко, один из ученых, открывших Икар.

Икар (точнее – звезду MACS J1149 Lensed Star 1) нашли именно благодаря этому феномену. Линзой стало галактическое скопление MACS J1149+2223, которое располагается в районе созвездия Льва в 5 миллиардах световых лет от Земли.

Этот галактический кластер уже не раз служил линзой астрономам – правда, до 2016 года он увеличивал излучение только в несколько десятков раз. Но свет Икара был усилен 2000-кратно!

По мнению ученых, эффект линзы был усилен одним из объектов в кластере. В 2016 году, когда «Хаббл» вел наблюдение, одна из звезд в кластере MACS J1149+2223 почти пересекла линию между «Хабблом» и далекой звездой, разом усилив ее свечение – и сделав ее видимой для орбитального телескопа.

Это позволило ученым обнаружить Икар и даже классифицировать его. Только за один месяц наблюдений объект увеличил яркость в три раза, но не менял своего цвета, так что ученые уверены, что это – не взрыв сверхновой: «Источник света не становился горячее, это не взрыв. Свет просто был усилен гравитационной линзой», – пояснил Патрик Келли, главный автор исследования.

Эту далекую звезду мы еще увидим: за ближайшие 10 лет галактический кластер не раз пройдет между нами и Икаром, снова усилив его свечение – возможно до 10 000 раз!