Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Крохотная галактика с большим «сердцем»

ESO 495-21.jpg
Галактика ESO 495−21
Фото: ESA/Hubble, NASA
Новый фототрофей «Хаббла»

Орбитальный телескоп «Хаббл» получил изображение галактики ESO 495−21. Она расположена в созвездии Компаса, примерно в 30 млн световых лет от Земли.

ESO 495−21– крохотная галактика, чей диск простирается всего на три тысячи световых лет от центра (у нашего Млечного Пути этот показатель составляет примерно 90 тысяч световых лет). Несмотря на свои скромные размеры, ESO 495−21 производит множество звезд и делает это очень интенсивно – скорость звездообразования примерно в тысячу раз выше, чем в нашей галактике.

Кроме того, астрофизики предполагают, что в центре ESO 495−21 может находиться сверхмассивная черная дыра. Как известно, наличие подобного объекта в принципе характерно для большинства крупных галактик, но для крошечной, как ESO 495−21, это очень необычно.

Размеры, неопределенная форма и редкая активность ESO 495-21 наводят ученых на мысль, что эта кроха – аналог самых первых галактик, формировавшихся в космосе. Если эта теория верна, то наличие мощной черной дыры в центре ESO 495-21 может быть признаком того, что черные дыры формируются первыми, а уже затем вокруг них появляются галактики.

Телескоп «Хаббл» работает на орбите с 1990 года. Ожидается, что в 2020 году его сменит телескоп «Джеймс Уэбб».