National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Кронос: звезда, поглотившая свою планетную систему

Популярная Механика
16 октября 2017
/upload/iblock/1cb/1cbe821c56adb5abcf9b2f1b09f1da6f.jpg
Фото: Александр Безмелицын
Одна из двух звезд, образующих открытую астрофизиками Принстонского университета систему, названа в честь божества Кроноса из древнегреческой мифологии, проглатывавшего своих детей из опасений, что кто-то из них однажды его свергнет.
Официальное название звезды – HD 240430. Суммарная масса поглощенных ей планет составила 15 масс Земли.

В спектре Кроноса обнаружилось необычно много полос, указывающих на содержание металлов (алюминия, железа, хрома и иттрия), а также магния и кремния — элементов, которых обычно гораздо больше в составе каменистых тел, чем звезд. Общая масса этих нехарактерных для звездного вещества элементов составляет 15 масс нашей планеты. Скорее всего «жертвами» Кроноса стали землеподобные каменистые планеты, а не газовые гиганты — их поглощение дало бы другой элементный состав, с большим количеством углерода, азота и кислорода. Возможно, впрочем, что на «корм» Кроносу пошли не сформировавшиеся планеты, а материя протопланетного диска.

Кронос — часть системы из двух звезд. Вторая получила официальное название HD 240430, а в “народе” ее будут звать Криосом – в честь брата Кроноса. Обе звезды сравнимы по массе с нашим Солнцем. Результаты работы опубликованы на репозитории ArXiv.org.