Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Кто точно не полетит на Марс

Популярная Механика
28 января 2016
/upload/iblock/bee/bee2d0e61f4f765c8bb12757e1ebe7e7.jpg
Залежи льда, похожего на земной, на этом спектрозональном снимке уступами спускаются на дно каньона глубиной 600 метров (слева, с самого края). Светлые полосы льда чередуются с темными полосами песка. Эти пласты, вероятно, накапливались миллионы лет. Они возникали в эпохи, схожие с земными ледниковыми периодами. Такие залежи помогут прояснить историю климатических изменений на Марсе.
Фото: NASA/JPL/Университет Аризоны
/upload/iblock/bb2/bb23f377c4c253222c35def467825535.jpg
Зазубренный край кратера Виктория снят марсоходом «Оппортьюнити» в цвете, близком к реальному. Пейзаж напоминает земную пустыню, выявляя сходство геологического строения Земли и Марса.
Фото: NASA/JPL/Корнелльский университет
/upload/iblock/817/81787bbd29c53162b6e7afdca0adc305.jpg
Астронавт Пегги Уитсон и космонавт Валерий Корзун едят бургеры на МКС.
Даже если вы очень хотите полететь на Марс, некоторые особенности вашего организма и вашего мировосприятия могут поставить на этой мечте крест.
У наших тел есть внутренние часы, которые подсказывают нам длину дня. У «жаворонков» (тех, кто встает рано) эти внутренние часы бегут быстрее обычного, тогда как у «сов» – медленнее. Так как день на Марсе на 37 минут длиннее наших суток, то люди с более медленными внутренними часами (то есть те, кому требуется больше 24 часов для завершения естественного цикла) легче привыкнут к марсианскому распорядку. Согласно статье в Proceedings of the National Academy of Sciences, мыши, внутренние часы которых шли быстрее естественного 24-часового земного цикла, не выживали по сравнению с теми мышами, чьи внутренние хронометры были синхронизированы с вращением Земли. «Быстрые» мыши буквально вымерли через несколько поколений, что можно рассматривать как доказательство важности совпадения биологических часов с вращением планеты. Как сказал в интервью Telegraph один из авторов исследования Эндрю Лоудон, «скорость вращения Марса может вполне укладываться в пределы биологических часов некоторых людей, но те, кто любит вставать очень рано, скорее всего, столкнутся там с неизбежными долгосрочными проблемами. Их, по-видимому, исключат из будущей марсианской экспедиции». С вегетарианцами же все гораздо прозаичнее. Если NASA решит проблему с обеспечением астронавтов пищей во время долгого полета на Марс, то кормить их будут тем же, что и сейчас на МКС. Там, как известно, рационы планировали, не держа в уме индивидуальные предпочтения. Для вегетарианца или человека с аллергией на глютен или лактозу придется не только делать новое меню, но и проводить все эти дополнительные пункты через различные тесты, чтобы убедиться, сможет ли новая пища оставаться свежей и вкусной в космических условиях. «Можно ли сделать дополнительный пункт в меню? Да. Но если вы собираетесь послать в космос вегана, или человека, не переносящего глютен и лактозу, то для него придется делать огромное количество специальных условий, а все они стоят денег. Поэтому такого человека НАСА на Марс не пошлет», – утверждает биолог Вики Клерис, отвечающая за пищевую программу NASA. Учитывая, что экспедиция на Марс и так чрезвычайно затратное мероприятие, вегетарианцы на Красную планету в ближайшем будущем точно не попадут.