Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Кусок спутника плавится в плазме: эксперимент ESA

Николай Кулапов
25 июня 2019
Вот что происходит с метеоритами и космическим мусором в атмосфере Земли.

Как провести краш-тест для космического спутника? Возьмите кусок научного прибора и киньте в поток раскалённого газа. Наблюдайте! И не забудьте снять видео.

Яркий эксперимент провели в Германском центре авиации и космонавтики в Кёльне; там находится установка, способная разогреть газ для перехода в плазму.

Для испытаний ученые ESA взяли небольшой, 4 на 10 см, сегмент магнитоторкера (с помощью такого датчика спутники определяют положение относительно магнитного поля Земли). Он состоит из железно-кобальтового стержня, обмотанного медной проволокой и укутанного слоями пластика и углеродного волокна. Это один из самых плотных и крепких элементов в конструкции орбитального аппарата – но и он беззащитен перед плазмой, нагретой до нескольких тысяч градусов по Цельсию.

Сравните два фото:

Magnetorquer_beforehand_node_full_image_2.jpg
Так выглядел магнитоторкер до начала исследования...
Фото: ESA
The_aftermath_node_full_image_2-1.jpg
...а так – после.
Фото: ESA

Входя в земную атмосферу, любые космические объекты – и рукотворные, и нет – попадают в настоящее пекло. Но сгорают, как ни странно, не все. Баки для топлива, двигатели и приводы для солнечных батерей, оптические приборы (как и метеориты) могут достигать поверхности планеты.

Например, 22 января 1997, чета фермеров из Техаса проснулась от страшного грохота: в 50 метрах от дома лежал 250-килограммовый кусок нержавещей стали, упавший с неба (оказалось, что это топливный бак ракетной ступени).

Debris_landed_in_Texas.jpg
Топливный бак ракеты «Дельта-2» у Джорджтауна в Техасе.

Сегодня аэрокосмические стандарты допускают всего один шанс из 10 000, что упавший объект навредит обитателям Земли. Эксперимент с магнитоторкером понадобился, чтобы точнее рассчитать риски и спрогнозировать, какие элементы аппаратов могут перенести экстремально высокие температуры.