National Geographic №195, декабрь 2019

Луч света

Кэтрин Цукерман
18 августа 2017
/upload/iblock/ce8/ce8d3def0b0abdb7053db07e3c2f78d6.jpg
На снимке Млечный Путь и радиоизлучение галактики Центавр А сияют в южном небе над телескопом Murchison Widefield Array.
Фото: Наташа Хёрли-Уолкер (ICRAR/Curtin), The Gleam Team
Даже в самую ясную ночь человек видит лишь малую часть космических объектов. И если Большая Медведица и Южный Крест кажутся нам такими прекрасными, сколько же еще чудес скрыто от нашего взгляда!
Эта мысль заставила астронома Наташу Хёрли-Уокер отправиться к радиотелескопу в уединенном уголке Западной Австралии. Телескоп Murchison Widefield Array представляет собой систему из тысяч антенн, улавливающих радиоизлучения сквозь космическую пыль и различающих объекты за пределами спектра, доступного человеку, даже если тот прибегает к помощи таких оптических телескопов, как Hubble. Похожие на армию механических пауков антенны – их дешевле производить и содержать, чем стандартные «тарелки», – раскинулись почти на 10 квадратных километрах пустыни.

За последние четыре года Хёрли-Уокер при участии ученых из Международного центра радиоастрономических исследований в Перте и других учреждений Австралии и Новой Зеландии «сшили» вместе более 40 тысяч снимков, сделанных телескопом. В результате появилась новая карта южного неба, где видны сотни тысяч галактик в миллионах световых лет от нас, а Млечный Путь в спектре радиоволн мерцает как никогда ярко, подсвеченный лучами взорвавшихся звезд и сильными магнитными полями.

Масштабное исследование закончится еще не скоро. Сейчас Хёрли-Уокер работает с коллегами над созданием радиотелескопа, который будет в несколько раз больше и точнее Murchison Widefield Array. Новое устройство сможет улавливать еще более слабые сигналы, благодаря которым мы увидим не только больше галактик, но и, уверена Наташа Хёрли-Уокер, «рождение самых первых звезд».

Центральная область Млечного Пути в разных диапазонах излучения