Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Лучшая фотография Бетельгейзе: о чем рассказала далекая звезда

Популярная Механика
27 июня 2017
/upload/iblock/3b7/3b79b749a0174cde8cdbd93560133e42.jpg
Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/E. O’Gorman/P. Kervella
Астрономы показали лучшую на сегодняшний день фотографию Бетельгейзе, загадочной звезды в созвездии Ориона.
Орион — это созвездие в области небесного экватора. Вторая по яркости и самая большая звезда Ориона, Бетельгейзе, вдохновляла многих ученых и деятелей искусства. На днях ALMA, комплекс радиотелескопов на территории Чили, получил новую и, пожалуй, самую четкую фотографию знаменитой звезды. Бетельгейзе — красный сверхгигант, масса которого составляет приблизительно 13−17 солнечных масс, при этом радиус в 1200 раз больше солнечного. Астрономы заметили, что звезда теряет свою массу, и заинтересовались тем, почему это происходит и как именно потеря массы повлияет на окончательную смерть звезды. Снимок был сделан еще 9 ноября 2015 года, однако на обработку всех данных ушло около полутора лет. Писатель и астроном Иэн Макдональд из Манчестерского университета указывает на странную форму звезды: обычно звезды представляют собой сферы, но у Бетельгейзе можно заметить своего рода «вырост» с левой стороны, а также точки разности температур на поверхности — одни горячее других. Локализованные области нагрева есть и у Солнца, но автор исследования, Имон О'Горман из Дублинского института перспективных исследований, удивлен, что подобное явление наблюдается на двух столь непохожих звездах.