Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Космос

Мощнейший телескоп будущего назвали в честь «матери» телескопа «Хаббл»

National Geographic Россия
21 мая 2020
Нэнси Грейс Роман
Нэнси Грэйс Роман (фотография 1972 года)
Фото: Wikimedia Commons
Шестая «великая» обсерватория NASA будет носить имя Нэнси Грейс Роман — выдающейся женщины-астронома.

Широкодиапазонный инфракрасный обзорный телескоп (Wide Field Infrared Survey Telescope — WFIRST), который планируют запустить в космос в середине этого десятилетия, получил название Nancy Grace Roman Space Telescope или сокращенно Roman Space Telescope, в честь женщины-ученого, которую за выдающийся вклад в создание космической обсерватории «Хаббл» называют его матерью.

Будучи первым начальником отдела астрономии в Управлении космической науки NASA, Нэнси Грейс Роман создала в 1960-х годах комитет, чтобы обосновать необходимость создания революционно нового космического телескопа, прежде чем убедить NASA и Конгресс США сделать этот проект приоритетным. Грейс Роман скончалась 25 декабря 2018 года.

«Именно благодаря лидерству и видению Нэнси Грейс Роман NASA стало пионером в области астрофизики и запустило «Хаббл», самый мощный космический телескоп в мире. Я не могу придумать лучшего названия для WFIRST», — Джим Брайденстайн, директор NASA.

Roman Space Telescope станет преемником сразу трех миссий — «Хаббла», инфракрасного телескопа WISE и строящейся обсерватории «Джеймс Уэбб».

Разработка телескопа началась еще в 2010 году в рамках крупных космических проектов, стоимость которых превышает миллиард долларов. В 2016 году проект WFIRST был одобрен для полноценного изготовления и запуска с максимальным бюджетом в 3,2 миллиарда долларов, однако через год стоимость создания телескопа увеличилась до 4,2 миллиарда.

В 2018 и 2019 годах власти США пытались полностью закрыть проект в связи с переориентацией на реализацию лунной программы «Артемида». Подобные предложения вызвали протесты научного сообщества, а также многих конгрессменов и сенаторов, в результате чего проект удалось сохранить. Однако пока финансирование проекта рассчитано только до сентября 2020 года.

Телескоп будет оснащен широкоугольной 288-мегапиксельной многоспектральной камерой инфракрасного диапазона разработки Lockheed Martin. Четкость изображений будет близка к фотографиям телескопа «Хаббл», но на снимок Roman Space Telescope будет попадать около 0,28 квадратных градусов неба, что в сто раз больше чем у «Хаббла».

С помощью нового телескопа, дата запуска которого планируется на середину 2020-х годов, планируется получить первые прямые снимки экзопланет, а также раскрыть сущность темной материи и темной энергии.

Почитайте о признаках рождения планеты, которые засек Очень большой телескоп.