Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

На борт МКС доставлен элитный алкоголь

25 августа 2015
/upload/iblock/041/04196303516a84e11092fca1bc121dd9.jpg
/upload/iblock/f28/f2872b7d21c061e7a6709a04b8b6dead.jpg
/upload/iblock/3ea/3eada10083184b2f359bc11f97ddb37d.jpg
/upload/iblock/a87/a87db434114a6f2d8b84c04b0a485739.jpg
Фото: NASA
24 августа на Международную космическую станцию прибыл очередной грузовой корабль. Среди прочего, в космос были доставлены алкогольные напитки. Правда, астронавтам их выпить не разрешат.
Неофициально алкоголь присутствует на борту космических станций уже давно. Считается, что первая бутылка спиртного покинула Землю в 1971 году. Во время подготовки к запуску пилотируемой орбитальной станции «Салют» рабочие спрятали в ее недрах бутылку армянского коньяка. Этим они хотели порадовать одного из космонавтов, чей день рождения выпадал на время пребывания на орбите. А на станции «Салют-7» (1982-1991 годы) уже были десятки тайников с тюбиками, наполненными коньяком. Понимая психологические проблемы людей, подолгу находящихся в замкнутом пространстве, некоторые диспетчеры Центра управления полетами (ЦУП) в «сговоре» с рабочими поддерживали «контрабанду алкоголя в космос». По данным Российской газеты, иногда уставшему экипажу оператор ЦУПа во время сеанса связи говорил кодовую фразу – например, «использовать во время обеда «Кавказский соус» из 33-го контейнера», а спустя какое-то время на Землю приходил ответ «Что же вы так мало соуса положили в 33-й контейнер!». С американской стороны такое сотрудничество вряд ли было бы возможным, и астронавтам ничего не оставалось, как пытаться самим припрятать спиртное или даже отправляться в полет, напившись впрок: несколько таких случаев, став известными, вызвали большой скандал. На сегодняшний день на Международной космической станции (МКС) спиртное не разрешено, но участвующие в программе страны относятся к этому по-разному. Широко известно, что российские космонавты иногда отмечают праздники рюмкой коньяка – при том, что в список официальных продуктов, поставляемых на МКС, он не входит.
Многие медики поддерживают идею включения в космический рацион умеренной дозы алкоголя. Американские специалисты предлагали для этих целей вино, но дальше тестов идея не продвинулась. Одним из аргументов «против» был запах: как самого напитка, так и выдоха подвыпивших людей. На стадии тестирования, которое проводилось в смоделированных на Земле условиях невесомости, участников эксперимента начинало тошнить. Кроме того, считается, что если капля спиртного попадет на устройство, в котором поглощается углекислый газ и выделяется кислород, может произойти пожар. В наши дни таких устройств на борту уже нет, но запрет продолжает действовать. Еще одним не до конца изученным вопросом является «поведение» в космосе самого напитка: изменит ли он свои качества, и насколько. В эти дни проводится соответствующий эксперимент. Японская компания Suntory Whiskey добавила свою продукцию в пакет грузов, которые корабль HTV-5 Kounotori («Белый аист») в понедельник доставил на МКС. Алкоголь останется на орбите нетронутым в течение 13 месяцев, после чего вернется на Землю. Идентичный набор образцов для сравнения будет храниться в Японии. С помощью этого теста можно будет узнать, созревают ли алкогольные напитки в космосе так же, как это происходит на Земле. Прочтите о том, что происходит с человеком в космосе; узнайте больше о работе МКС.