Космос

National Geographic Россия
02 сентября 2021
0001.jpg
Фото: Wikimedia Commons
Ученые успокаивают, что Земле это ничем не грозит.

Исследователи из Гарвардского университета создали модель образования и универсальной эволюции черных дыр. Они обнаружили, что черные дыры отправляются в свободное плавание, когда их родительская галактика сталкивается с другим, более крупным образованием из звёздных скоплений. В этом случае черные дыры переходят из центральной части галактики на ее окраины.

По словам ученых, чем массивнее галактика, тем больше блуждающих черных дыр она может собрать. В свою очередь галактические скопления могут вместить в себя тысячи черных дыр.

«Не волнуйтесь – шансы, что мы столкнемся с блуждающей сверхмассивной черной дырой, исчезающе малы. Космос настолько обширен, что даже когда две галактики, содержащие сотни миллиардов звезд, сливаются вместе, их звезды не сталкиваются», – Анджело Рикарте, соавтор исследования.

К счастью для нас, большинство черных дыр-изгоев в конечном итоге сливаются со сверхмассивной черной дырой в центре их новой галактики. Это означает, что те, что остались, например, в Млечном Пути, как правило, находятся в галактическом гало, далеко от местоположения Солнечной системы.

«Если бы в непосредственной близости от нас действительно была сверхмассивная черная дыра, мы могли бы обнаружить ее присутствие по движению ближайших звезд», — добавляет Рикарте.

Сверхмассивные черные дыры обычно находятся в сердцах галактик, выступая в качестве якорей для клубящейся массы газа, пыли, звезд, планет и других тел вокруг них. Например, Млечный Путь вращается вокруг Стрельца А*.

В модели авторов исследования в Млечном Пути присутствуют около 12 черных дыр-изгоев, но более крупные галактики и скопления имеют больше таких объектов. Ученые предполагают, что в некоторых ранних галактиках, образовавшихся около 12 миллиардов лет назад, масса черных дыр на окраинах может превосходить массу черных дыр в центре галактики.

«Этот анализ показывает, что наша текущая перепись сверхмассивных черных дыр является неполной, и что, вероятно, существует значительная популяция странников, находящихся вне центра», — заключила команда.