Журнал №190, июль 2019

Анастасия Крутикова
23 июня 2019
16529679488_2ff9a4e3ff_k.jpg
Фото: Kevin Gill / Flickr.com
Марсоход Curiosity передал NASA удивительные данные.

В ходе измерений, проведенных в среду, марсоход Curiosity обнаружил поразительно высокую концентрацию метана в марсианской атмосфере – газа, который на Земле обычно производится живыми организмами. Данные пришли на Землю в четверг, и к пятнице ученые, работающие над миссией, уже вовсю обсуждали новости, которые еще не были подтверждены самим NASA. Об этом сообщает New York Times.

Люди давно грезят о возможности присутствия инопланетян на марсе. Однако в 1970-х годах космические корабли Викинги, отправленные на Марс, сфотографировали лишь пустынный пейзаж. Два десятилетия спустя ученые пришли к выводу, что климат на Марсе мог быть более теплым, влажным и пригодным для жизни около 4 миллиардов лет назад. Теперь они считают, что микробиологические остатки жизни, которая некогда была на Марсе, могли мигрировать под землю и сохраниться там.

Фиксация высокой концентрации метана в разреженной марсианской атмосфере означает, что газ должен быть выпущен относительно недавно – молекулы метана в атмосфере Марса разрушились бы в течение нескольких столетий и никак не могли сохраниться со времен, когда там могла быть жизнь. Хотя метан может образовываться и в ходе геологических процессов без участия живых организмов, на Земле большая его часть появилась именно благодаря последним.

Метан в атмосфере Марса заметили уже давно, но его значение было ничтожным (хоть от этого не менее загадочным) – меньше одной миллиардной доли. Время от времени концентрация метана резко подскакивала на порядок или два выше фонового значения. В 2009 году с помощью инфракрасного телескопа на Гавайях удалось увидеть скачок до 45 миллиардных долей, а Curiosity зафиксировал несколько скачков до 7 миллиардных долей. А на прошлой неделе марсоход прислал данные, которые сообщали о фиксации в атмосфере Марса 21 миллиардной доли метана – в три раза выше, чем приборы марсоходов фиксировали когда-либо!

Получив информацию о необычайно высоком содержании метана в воздухе, ученые поменяли планы на выходные, чтобы провести дополнительные наблюдения, и отправили марсоходу новые инструкции продолжать собирать данные. NASA подтвердило эту информацию только в субботу днем, но пока назвала данные «предварительными и требущими дополнительной проверки». Результаты новых наблюдений ожидаются на Земле уже в понедельник.

«Нужно обработать много данных», – отметил доктор Марко Джуранна из Национального института астрофизики в Италии. «Мы надеемся получить предварительные результаты к началу следующей недели».