National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/b59/b59070ca591671f4ef8fb9872c3d396d.jpg
/upload/iblock/80f/80fab6da22716ecbf21cda7365055e64.jpg
/upload/iblock/e35/e357228971b77a2b1779551c51423b68.jpg
Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS
Изучив фотографии марсианских камней, присланных аппаратом Curiosity, ученые увидели на них гальку. Это еще одно доказательство наличия рек, существовавших в прошлом на Марсе.
В 2012 году марсоход Curiosity обнаружил в русле пересохшей реки по пути к кратеру Гейла гладкие и остроконечные камни различных размеров. Они напоминали обычную речную гальку на Земле. Для того, чтобы проверить эту идею, а также проследить за движением воды на Марсе в прошлом, ученые поставили несколько экспериментов. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Communications. Сначала была разработана математическая модель, показывающая, как углы камней закругляются из-за трения. Создав по аналогу марсианской гальки опытные образцы, исследователи поместили их во вращающийся барабан и принялись отслеживать динамику изменения форм и размеров.
Другой эксперимент проводился в «полевых условиях»: на порогах бурной горной реки в Пуэрто-Рико. Начав с верховья, где куски породы отрываются от скал, исследователи пошли вниз по течению, измеряя и взвешивая камни на каждом стометровом отрезке. Таким образом была создана еще одна модель превращения булыжников в гальку в зависимости от расстояния и скорости воды. Обе модели коррелировали друг с другом, и эти результаты были перенесены на марсианские образцы. Ученые практически не сомневаются, что жидкая вода, три миллиарда лет назад в изобилии существовавшая на Марсе, активно перемещала по руслу рек обломки твердых пород, предав им их нынешнюю форму. Согласно расчетам, камни потеряли в среднем около 20% от их своего объема, пройдя по течению до 50 километров. В пользу этой версии также говорит то, что кратер Гейл, «поставляющий» камни в реку, расположен как раз на этом расстоянии от того места, где Curiosity сделал их снимки. Посмотрите, как выглядели дюны на Марсе; узнайте про рекорд марсохода.