National Geographic №194, ноябрь 2019

На Плутоне обнаружены земные дюны

11 сентября 2015
/upload/iblock/32d/32d08bdb5b39655fad0aa5d2419a76b0.jpg
Съемка с расстояния 80 000 километров; похожий на дюны ландшафт
Фото: NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute
/upload/iblock/a19/a19b4f70f772f5a613c5240ef6f33fcf.jpg
Плутон с расстояния 1800 километров
/upload/iblock/ac7/ac7192c445fee75e8a679b435f44642c.jpg
Спутник Плутона, Харон, с расстояния 470 000 километров
/upload/iblock/eee/eee9c97565b1e0e498c443150bbf6083.jpg
470-километровый участок поверхности Плутона, изрезанный горами
Автоматическая межпланетная станция New Horizons возобновила передачу данных, собранных во время полета над Плутоном. На новых снимках обнаружены детали ландшафта, напоминающие земные дюны.
Станция New Horizons («Новые горизонты») изучает Плутон и его естественный спутник Харон в рамках программы NASA New Frontiers («Новые рубежи»). Покинув Землю в 2006 году, станция пересекла орбиту Марса, совершила гравитационный маневр в окрестностях Юпитера, затем пересекла орбиты Сатурна, Урана и Нептуна, а с января 2015 года начала серию наблюдений за Плутоном. 14 июля 2015 года аппарат достиг цели, пройдя на рекордно маленьком расстоянии от карликовой планеты — 12,5 тыс. километров. Продолжая полет, станция передает на Землю информацию, полученную в результате сближения с Плутоном. Новый пакет данных включает снимки, сделанные с расстояния 80 000 километров от поверхности карликовой планеты; они охватывают площадь около 1600 километров. Их разрешение составляет около 400 метров на пиксель, что позволяет увидеть даже объекты размером в 0,8 километра. На новых фотографиях отчетливо видны различные ландшафты Плутона: азотные «ледники», сети долин, покрытые кратерами темные области и массив хаотично разбросанных гор, напоминающих аналогичные образования на спутнике Юпитера Европе. Многое из этого уже было известно благодаря первому пакету информации, переданному станцией на Землю в июле. Сети параллельных темных борозд, которые можно рассмотреть на новых снимках, поставили перед учеными вопросы. Ландшафт на фотографии можно сравнить с земными дюнами; на нашей планете они образуются под влиянием ветров. Но атмосфера Плутона для этого слишком тонкая и разреженная. Таким образом, если объекты действительно окажутся дюнами, это может означать, что ранее Плутон имел другую атмосферу, либо же на карликовой планете действуют не известные современной науке процессы. Посмотрите, какие фотографии были переданы автоматической межпланетной станцией в июле; узнайте, куда в эти дни New Horizons держат путь.