Журнал №189, июнь 2019
Популярная Механика
05 сентября 2016
/upload/iblock/2de/2de3624326032b96cac11f907b94cb1b.png
Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/PSI
Аппарат Dawn обнаружил на Церере вулкан, который извергает криоплазму — растворы солей, нагретых внутренним теплом планеты. Наличие воды на Церере было доказано еще в 2015 году, но теперь мы наверняка знаем, что ее очень много под поверхностью планеты.
Через полтора месяца после завершения миссии космического аппарата Dawn к Весте и Церере, человечество получило возможность ознакомиться с результатами исследования этих планет. Веста и Церера — соответственно, второе и первое по величине тела в поясе астероидов. Веста считается астероидом, а Церера называется карликовой планетой. Космический аппарат NASA Dawn собирал данные на орбитах обеих тел, и теперь ученые проанализировали и обнародовали их в шести статьях в журнале Science. Самое потрясающее открытие из изложенных в этих шести статьях — это, пожалуй, ледяной вулкан на Церере. Он действует так же, как и обычный вулкан, только вместо магмы извергает воду. Ученые считают, что соли, растворенные в воде на глубине Цереры, снизили температуру плавления, поэтому внутреннего тепла планеты хватает для извержений. Вокруг него мало кратеров; это может говорить о том, что последнее извержение произошло по геологическим меркам недавно — около 200 миллионов лет назад, и криомагма залила кратеры. Четырехтысячник на Церере — это первый ледяной вулкан, существование которого не вызывает у ученых сомнений. Возможно, подобные геологические образования существуют на Плутоне и Титане, но это еще предстоит доказать. Другие опубликованные статьи посвящены воде на Церере. Так, в одной из них рассказывается о том, что на планете много мелких кратеров, но почти нет больших. Ученые считают, что по этому факту можно судить о том, что происходит под корой Цереры, которая состоит из льда и камня. Возможно, нижний слой коры так же состоит из льда, который, постепенно деформируясь, маскирует большие бассейны кратеров.
/upload/iblock/e74/e74233d3b5988cf5130af2a87c997b05.png