Космос

Найдена экзопланета идеально подходящая для поиска атмосферы

National Geographic Россия
05 марта 2021
_-.jpg
Gliese 486 b в представлении художника
Фото: RenderArea
Однако сделать это можно будет лишь при помощи телескопов будущего поколения.

Ученые обратили пристальное внимание на планету Gliese 486 b, которая находится в 26 световых годах от Земли в созвездии Девы. Это каменистый мир, похожий на Венеру и, вероятно, обладающий атмосферой. По мнению исследователей, Gliese 486 b отвечает всем критериям, чтобы изучить состав атмосферы экзопланеты с помощью телескопов следующего поколения.

«С самого первого момента мы поняли, что эта планета является жемчужиной: вращается вокруг яркой звезды и проходит перед ней с нашей точки зрения здесь, на Земле. Мы приложили все усилия для точного определения ее свойств и готовимся к дальнейшим характеристикам. Эта планета может стать ступенькой для понимания структуры и эволюции атмосфер экзопланет», — Хуан Карлос Моралес, астрофизик из Института космических исследований Каталонии.

С тех пор, как в 1990-х годах было подтверждено открытие первой экзопланеты, астрономы идентифицировали тысячи из них в галактике Млечный Путь. Однако понять атмосферу этих экзопланет намного сложнее.

Чтобы изучить атмосферу экзопланеты, астрономы ищут незначительные изменения в спектре длин волн звезды, когда экзопланета движется вокруг нее. Некоторые длины волн поглощаются или излучаются элементами атмосферы, что проявляется в виде более темных или более ярких линий в спектре; их можно использовать для выяснения химического состава атмосферы.

В идеале, чтобы получить возможность изучать атмосферу, нам нужно несколько ключевых вещей. Во-первых, это близкое расположение к Земле. Во-вторых, звезда должна быть достаточно яркой и давать сильный спектр. В-третьих, экзопланета должна находиться на короткой орбите, чтобы можно было наблюдать за множеством транзитов за короткое время, а затем складывать их для усиления сигнала.

Ученые отмечают, что Gliese 486 b отвечает всем трем условиям.

«Близость Gliese 486 b позволила нам измерить ее массу с беспрецедентной точностью благодаря наблюдениям, выполненным с помощью инструментов CARMENES и MAROON-X», — Трифон Трифонов, астрофизик из Института астрономии Макса Планка.

Сочетание хорошо охарактеризованной планетарной массы и орбитальной конфигурации из данных Доплера, а также точного планетарного радиуса и орбитального периода делает ее исключительным открытием.

Исследовательская группа определила, что экзопланета примерно в 1,3 раза больше Земли и примерно в 2,8 раза плотнее нашей планеты. Это предполагает химический состав, близкий к земному. Gliese 486 b делает полный оборот вокруг своей звезды за 36 часов.

Поскольку родительская звезда экзопланеты является холодным красным карликом, температура на поверхности Gliese 486 b составляет до 430 градусов по Цельсию, что не слишком много, учитывая близость к звезде.

Это то, что делает ее подходящим для эмиссионной спектроскопии и для исследований, связанных с поисками атмосферы.

Ученые не исключают, что не найдут атмосферу Gliese 486 b, но тогда это поможет понять, насколько хорошо скалистые экзопланеты на короткой орбите сохраняют свою атмосферу. Окончательно разобраться с этим должен телескоп Джеймса Уэбба, который готовится к запуску 31 октября 2021 года.