Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Космос

NASA нашло воду на солнечной стороне Луны: видео

Михаил Сысоев
27 октября 2020
1603727827596-hls-eva-apr2020.jpeg
Концепт лунной базы
Фото: NASA
Она скрывалась в одном из самых больших кратеров спутника.

Стратосферная обсерватория ИК-астрономии (SOFIA) помогла обнаружить на Луне молекулы воды. Их нашли в кратере Клавий — огромном древнем ударном кратере, расположенном в гористой местности в южной части видимой стороны Луны.

Диаметр Клавия составляет 230 км, а глубина достигает 4,9 км, что делает кратер третьим по величине на видимой стороне Луны — его видно даже невооруженным глазом. Возраст Клавия оценивают в 3,85-3,92 миллиарда лет.

1ea466b469e6f627573c7eede51f6211.png
Расположение кратера Клавий
Фото: C. I. Honniball et al. / Nature Astronomy, 2020
Clavius_LROC.jpg
Кратер Клавий, снимок зонда Lunar Reconnaissance Orbiter

Об открытии поведал Джим Брайденстайн, глава Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), опубликовав соответствующий пост в Twitter:

То же видео в YouTube:

Открытие удалось сделать благодаря исследованиям обсерватории SOFIA, работающей на самолёте Boeing 737. Благодаря подъёму телескопа на высоту в 13 километров качество получаемых изображений приближается к уровню космических обсерваторий.

SOFIA удалось впервые в истории подтвердить наличие воды на солнечной стороне Луны. После анализа полученных с телескопа обсерватории данных стало ясно, что в кратере Клавий и близ него в одном грамме грунта содержится около 100-400 микрограмм молекул воды.

SOFIA_ED10-0182-01_full_(cropped).jpg
Стратосферная обсерватория ИК-астрономии (SOFIA)
SOFIA_Aloft.jpg
Полёт с целью функциональной проверки SOFIA в сопровождении палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18 «Хо́рнет»

Предположительно, до 40 тыс. км2 поверхности Луны может быть покрыто водяным льдом. Он может оказаться пригоден для питья или создания ракетного топлива, но говорить об этом наверняка пока рано.

Одно из самых известных засушливых мест на нашей планете, впрочем, куда влажнее, чем Клавий — в пустыне Сахара в сто раз больше воды, чем в окрестностях лунного кратера.

Молекулы воды на Луне могли сохраниться внутри частиц ударного стекла или в пустотах между зернами реголита.

Посмотрите, как зонд, направляющийся к Меркурию, снял Венеру с близкого расстояния.