Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Космос

Наземный телескоп получил изображения туманности Киля, которым мог бы позавидовать «Хаббл»

National Geographic Россия
07 октября 2020
noirlab2025a.jpg
Туманность Киля, находящаяся в 5 световых годах от Земли
Фото: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA
Астрономы получили изображения плотного облака пыли и газа, в котором активно формируются звезды.

Захватывающий снимок был сделан с помощью телескопа Gemini South в Чили. Астрономы отмечают, что эти данные помогут лучше понять процесс звездообразования и природу звездных яслей.

«Мы видим множество деталей, никогда ранее не наблюдавшихся вдоль края облака, в том числе длинную серию параллельных гребней, которые могут быть созданы магнитным полем, замечательную почти идеально гладкую синусоидальную волну и фрагменты наверху, которые кажутся процессом срезания облака сильным ветром», — Патрик Хартиган, физик и астроном из Университета Райса.

Рождение звезд — увлекательный процесс, но он не может происходить где угодно. Для этого необходимо плотное облако газа и пыли, богатое молекулярным водородом и настолько плотное, чтобы содержать области, которые гравитационно схлопываются под действием собственной массы.

Когда эти узлы схлопываются, любое их вращение усиливается при сохранении углового момента. Это создает вращающийся диск из материала, поступающего в протозвезду (и который в конечном итоге может продолжить формирование планет после завершения процесса звездообразования).

Таким образом, лучшие места звездообразования — это самые плотные и пыльные области. Эти межзвездные облака кажутся непрозрачными, как темные пустоты на фоне мерцающих звезд в оптическом диапазоне. Что делает их чем-то вроде ахиллесовой пяты для космического телескопа «Хаббл».

«Хаббл работает на оптических и ультрафиолетовых длинах волн, которые блокируются пылью в таких областях звездообразования», — отмечает Хартиган.

Но свет в инфракрасном и ближнем инфракрасном диапазонах волн может проникать через густую пыль, позволяя астрономам заглянуть внутрь этих загадочных облаков. Вот где инструменты вроде Gemini South имеют преимущество перед «Хабблом». Но у них есть и недостаток. Тогда как «Хаббл» находится в космосе, наземные телескопы располагаются внутри пузыря атмосферы нашей планеты.

Атмосферная турбулентность искажает и рассеивает свет, поэтому, когда вы смотрите на ночное небо, кажется, что звезды мерцают. Это проблема наземной астрономии, и на протяжении многих лет для ее исправления применялись разные методы.

Раньше считалось, что эффекты искажения необходимо удалять при обработке изображений уже после самих наблюдений. Однако сегодняшние достижения в области технологий позволили создать то, что называется адаптивной оптикой. С ее помощью атмосферная турбулентность корректируется по мере проведения наблюдений.

Тепловизор Gemini South Adaptive Optics Imager состоит из пяти лазеров; они направляются в небо, чтобы проецировать искусственные «звезды-проводники», которые измеряются для коррекции эффекта атмосферной турбулентности.

Используя эту технологию, Хартиган и его команда смогли получить изображения туманности Киля с разрешением в 10 раз выше, чем изображения, снятые без адаптивной оптики, и примерно в два раза более резкими, чем изображения «Хаббла» на этой длине волны.

Изображения показали новые детали взаимодействия между облаком пыли и газа и скоплением молодых массивных звезд поблизости. Часть облака известная как Западная стена, и излучение, исходящее от горячих молодых звезд, ионизирует водород, заставляя его светиться инфракрасным светом. Ультрафиолетовое излучение звезд также вызывает испарение внешнего слоя водорода.

Используя разные фильтры, команда смогла получить отдельные изображения водорода на поверхности облака и испаряющегося водорода.

«Новые изображения этого объекта намного резче, чем все, что мы видели ранее. Они дают самое ясное на сегодняшний день представление о том, как массивные молодые звезды влияют на их окружение и на формирование других звезд и планет», — Патрик Хартиган.

Космический телескоп Джеймса Уэбба, который должен отправиться в космос примерно через год, будет в основном вести наблюдения в инфракрасном и ближнем инфракрасном диапазонах; так что это изображение, по словам исследователей, представляет собой некоторую возможность заглянуть в то, что мы можем увидеть в будущем.

Узнайте, как были найдены 24 экзопланеты, которые лучше для жизни, чем Земля.