Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Обратный отсчет к началу новой космической эры: где мы побывали. 00:03.

Текст: Надя Дрейк; Фото: Дэн Уинтерс
02 августа 2019
STOCK_MM9081_jsc2004e20304_NG.jpg
Астронавт Харрисон Шмитт, подпрыгивая, направляется к луноходу во время экспедиции «Аполлона-17» в декабре 1972 года, когда человек в последний раз ступал по поверхности Луны. От редакции: это изображение – фрагмент панорамы, созданной НАСА из 18 снимков. Небо на снимке зачернили, чтобы удалить блики объектива и показать лунный пейзаж таким, каким его видели астронавты.
Фото: Институт Луны и планет НАСА.
Экспедиции «Аполлонов» были нацелены на видимую сторону Луны. Теперь, благодаря беспилотным аппаратам, мы узнаем все больше о Луне и других космических телах.

В 1960-е годы Луна оставалась таинственным объектом. Чтобы извлечь максимум пользы из экспедиций «Аполлонов», НАСА выбрало места для прилунения в отличающихся друг от друга по ландшафту районах, в том числе на темных плоских равнинах, сформированных океанами лавы, и на возвышенностях, возникших в результате падения метеоритов.

С 1969-го по 1972 год американские астронавты высаживались в шести точках, каждую из которых выбирали с учетом определенных научных целей. Все посадки были совершены на испещренной кратерами видимой стороне Луны, где рельеф уже был подробно изучен искусственными спутниками, и центр управления полетами мог поддерживать прямой контакт с астронавтами.

Winters_Nat_Geo_Lunar_Bootprint_3931.jpg
Космический центр НАСА им. Л. Джонсона Фиксируя «маленькие шаги» миссии «Аполлон-11», Базз Олдрин сделал эти фотографии своих следов.

Космические агентства разных стран посылают беспилотные аппараты, позволяющие не беспокоиться о безопасности людей, в отдаленные точки Солнечной системы. Космические зонды исследовали 60 других лун и даже совершили посадку на одну из них – спутник Сатурна Титан. На нашей Луне беспилотные луноходы оставили следы в четырех местах.

В этом году Китай вошел в историю, запустив межпланетную станцию «Чанъэ-4» на обратную сторону Луны.

Первый частный спускаемый аппарат, который должен был достичь Луны, разбился в апреле, и израильская некоммерческая организация, запустившая его, сразу объявила, что попробует еще раз.

Чтобы не отстать, США собираются запустить серию спускаемых аппаратов с целью испытания технологий, нужных для новых пилотируемых полетов к Луне.

планеты copy.jpg

После «Аполлона»

Прошло почти полвека с тех пор, как в 1972 году люди в последний раз побывали на Луне. Но исследования там никогда не прекращались. Мы разместили станции с людьми на борту на околоземной орбите и послали автоматические аппараты еще дальше в космос, чтобы они делали селфи на Марсе, отправлялись на Юпитер и пристально исследовали нашу Солнечную систему.

планеты.jpg
Чтобы рассмотреть инфографику, разверните и приблизьте изображение.

Эта статья продолжает цикл наших публикаций о первых шагах человечества в освоении нашей Солнечной системы. Следите за обновлениями на сайте!