Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Обратный отсчет к началу новой космической эры: как туда добраться. 00:04.

Текст: Надя Дрейк; Текст: Дэн Уинтерс
01 августа 2019
MM8845_2019_0009.jpg
«Союз» везут к месту запуска на космодроме Байконур. Этот надежный космический корабль, разработанный в СССР в 1960-е годы, до сих пор используется в российской космической программе. С тех пор как в 2011 году списали последний шаттл, американские астронавты летают на Международную космическую станцию на «Союзах».
Уже первые конструкторы понимали, что ракета с несколькими ступенями могла бы доставить людей на луну. Cверхтяжелый «Cатурн-5» сделал это – и предопределил будущее.

Константин Циолковский, чудаковатый учитель математики, автор научных трудов и фантастических повестей, верил, что судьба человечества – двигаться к звездам. В начале 1900-х годов он вывел формулу, позволяющую преодолеть земное притяжение. А еще Циолковский оставил проект многоступенчатой ракеты, оснащенной жидкостным реактивным двигателем.

MM9081_2019_0009.jpg
Используя старые, но все еще надежные технологии, Россия запускает ракету «Союз» с космодрома Байконур в Казахстане в марте 2019 года.
MM8845_2019_0006.jpg
Пять конусовидных двигателей были укреплены на первой ступени ракеты «Сатурн-5», которая вывела на орбиту большую часть космических кораблей «Аполлон» и, в конце концов, доставила астронавтов на Луну. Вместе эти пять двигателей генерируют столько же энергии, сколько 85 плотин Гувера.
схема.jpg
Чтобы рассмотреть таймлайн, разверните и приблизьте картинку.

Позже, независимо от Циолковского, Герман Оберт и Роберт Годдард пришли к тем же выводам. В 1926 году американец Годдард построил и запустил первую ракету на жидком топливе. Примерно в то же время Оберт, живший в Германии, решил, что для долгих полетов необходима система из нескольких ступеней.

40 лет спустя их идеи воплотились в жизнь в громадной ракете «Сатурн-5», которая доставляла экипажи «Аполлонов» в космос. «Сатурн-5» имел 111 метров в высоту, работал на керосине, жидком водороде и кислороде и стал самой мощной, самой тяжелой и большой ракетой в истории. Разработан он был Вернером фон Брауном, немецким ученым, переехавшим с большей частью своей команды в США после Второй мировой войны. Три ступени отделялись по очереди. Ракетостроение до сих пор следует идеям Циолковского. И ни одна ракета пока не превзошла «Сатурн-5», благодаря которому человек шагнул так далеко, как никогда прежде.

Взлет

Наибольшие успехи в освоении космоса были достигнуты во времена гонки США и СССР. Боевые баллистические ракеты превратились в научно-исследовательские корабли. Сейчас космические летательные аппараты строят не только государства, но и коммерческие компании: уже можно резервировать билеты на будущие рейсы.

Antarctica_iPad.jpg

Космический гардероб

Скафандры, обеспечивающие доступ кислорода и сохранение постоянного атмосферного давления, прошли путь от высотно-компенсирующих костюмов для пилотов высотных самолетов к облачению, которое поддерживает жизнь в условиях космического вакуума.

скафакдры.jpg

Эта статья продолжает цикл наших публикаций о первых шагах человечества в освоении нашей Солнечной системы. Следите за обновлениями на сайте!