Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Обратный отсчет к началу новой космической эры: первопроходцы. 00:05.

Текст: Надя Дрэйк; Фото: Дэн Уинтерс
31 июля 2019
Полвека назад, в июле 1969-го, астронавты впервые высадились на Луне. Успех экспедиции «Аполлона-11» всего через 66 лет после первого полета братьев Райт стал примером дерзости и изобретательности человечества. Сегодня Луна снова на прицеле – у поколения, которому предстоит проверить, может ли наука быть прибыльной.

Сначала в космос полетели животные. Они проложили дорогу людям – как всемирно известным первым космонавтам, так и их менее знаменитым последователям. Юрий Гагарин, Джон Гленн, Алексей Леонов, Нил Армстронг – старшее поколение покорителей космоса – прошли военное обучение и были, как считалось, идеально подготовлены для выполнения рискованных заданий.

MM9081_2019_0002.jpg
Запуск спутника в октябре 1957 года показывали по телевизору (на тот момент это было новое и набирающее популярность СМИ). Неожиданно успешный советский запуск искусственного объекта в космос стал шоком для США – и началом космической гонки сверхдержав.

Но первые космические полеты не стали прерогативой этих серьезных мужчин, да и людей вообще. Дрозофилы, обезьяны, мыши, собаки, кролики и крысы побывали в космосе прежде их. Более чем за три года до того, как Юрий Гагарин, облетев вокруг Земли в апреле 1961 года, оказался первым человеком в космосе, СССР осуществил знаменитый – или печально знаменитый – запуск в космос дворняжки. Лайка была первым животным, покинувшим Землю, но она погибла во время полета. США запустили в космос шимпанзе по имени Хэм. К счастью, он выжил и проложил дорогу Алану Шепарду, который, совершив суборбитальный полет в мае 1961-го, стал первым американцем в космосе.

MM8845_2019_0008.jpg
Стрелка полетела в космос 19 августа 1960 года. Вместе с ней на борту были собака Белка, кролик, 40 мышей, две крысы, мухи, а также растения и грибы. Весь зверинец вернулся на Землю. Чучела собак, которых почитали как героев, хранятся в Москве, в Музее космонавтики.

Среди первопроходцев были и женщины. Некоторых, например, математика Кэтрин Джонсон, рассчитавшую траекторию полета Джона Гленна в 1962 году (первого орбитального полета, совершенного американцем), слава обошла стороной. Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом в 1963-м. И лишь через 20 лет на орбиту на шаттле «Челленджер» отправилась первая американка – Салли Райд.

STOCK_MM8845_winters_john_glenn_space_suit_02_BIG.jpg
Джон Гленн был облачен в этот скафандр с 27 застежками-молниями во время орбитального космического полета 20 февраля 1962 года.
MM9081_2019_0038.jpg
Экипаж «Аполлона-11», в том числе первые астронавты, побывавшие на Луне, отправился в космос 16 июля 1969 года на этом командном модуле «Колумбия». На нем же все трое вернулись на Землю, приводнившись к юго-западу от Гавайских островов. (Музей полетов, Сиэтл)

Эта статья открывает цикл наших публикаций о первых шагах человечества в освоении нашей Солнечной системы. Следите за обновлениями на сайте!