Космос

Открыта экзопланета, делающая полный оборот вокруг своей звезды за 1,1 млн лет

National Geographic Россия
30 июля 2021
0001.webp
Это ближайшая к Земле экзопланета, наблюдавшаяся напрямую.

На сегодняшний день астрономы открыли уже тысячи экзопланет, но лишь малая их часть наблюдалась напрямую, потому что их чрезвычайно трудно увидеть с помощью существующих телескопов. Однако это удалось аспиранту Института астрономии Гавайского университета Чжоуцзяну Чжану, который запечатлел экзопланету, находящуюся на расстоянии всего 35 световых лет от Земли. Это ближайшая к нашей Солнечной системе экзопланета, наблюдавшаяся напрямую.

Экзопланета, получившая обозначение COCONUTS-2b, имеет ряд необычных характеристик. Во-первых, она представляет собой газовый гигант в шесть раз больше Юпитера. Во-вторых, COCONUTS-2b находится так далеко от родительской звезды (6471 астрономическая единица), что делает полный оборот вокруг нее за 1,1 миллиона лет. Это рекорд для всех известных экзопланет.

Исследователи объясняют, что COCONUTS-2b удалось обнаружить именно благодаря удаленности от родительской звезды вкупе с тем, что экзопланета до сих пор остается довольно теплой. Ее температура составляет около +160 °C.

0002.webp
Zhoujian Zhang На этом изображении COCONUTS-2b представляет собой красную точку вверху слева

COCONUTS-2b — это молодая экзопланета возрастом около 800 миллионов лет. Высокая температура этого объекта объясняется остаточным теплом от ее образования. Это тепло означает, что экзопланета слабо светится в инфракрасных длинах волн — достаточных, чтобы их можно было различить на прямых изображениях.

Планета была впервые обнаружена в 2011 году спутником Wide-field Infrared Survey Explorer, но считалось, что это свободно плавающий объект, не вращающийся вокруг звезды. Чжан и его коллеги доказали, что экзопланета на самом деле гравитационно привязана к маломассивной звезде COCONUTS-2A. Эта звезда примерно на 30 процентов менее массивна, чем Солнце и в 10 раз моложе нашего светила.

Исследователи отмечают, что это открытие поможет лучше понять, как образуются газовые гиганты и изучить их видовое разнообразие.

Хижина полярного отшельника: путешествие Фёдора Конюхова на дрейфующей полярной станции