National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Три разных Плутона: как выглядит поверхность карликовой планеты

09 июля 2015
/upload/iblock/03a/03ad2bf70175dae2957f691eccc9c48f.jpg
Фото: изображение NASA
Какая поверхность у Плутона мы, вероятно, узнаем в середине июля 2015 года, когда аппарат New Horizons приблизится к карликовой планете. Сейчас же у ученых имеется три альтернативных варианта.
Ландшафт Плутона сформирован резкими сезонными колебаниями и характеризуется наличием причудливой смеси льдов из метана, азота и угарного газа. Аппарат NASA New Horizons передаст на Землю новые данные о Плутоне в летний период его года (длящегося 248 земных лет), когда Солнце будет припекать там сильнее всего. Эти изображения ландшафтов Плутона показывают, как может выглядеть его поверхность. 1. Поверхность со следами тектонических процессов
/upload/iblock/397/397607547c3d0ccea6f045e48ad4e267.jpg
Джон Томанио, NGM Staff; Шон Макнотон. Источники: Алан Стерн и Марк Бьюи, Юго-Западный исследовательский институт; Джефф Мур, NASA; Уилл Гранди, Лоуэлловская обсерватория
Слои замерзшего метана приобретают коричневый и желтый цвет от воздействия ультрафиолетовых лучей на скованные льдом молекулы. Изрезанная поверхность и гейзеры говорят о том, что на Плутоне происходят активные геологические процессы, уничтожающие метеоритные кратеры, и, возможно, о том, что у этой карликовой планеты есть теплая кора.   2. Поверхность, обработанная ветрами
/upload/iblock/e42/e4290b5e69d80dc2c038e9eef6be9d26.jpg
Когда льды превращаются в газ, а газ затем снова возвращается в твердое состояние, могут возникать ветра, вносящие свой вклад в формирование поверхности Плутона. Разрушаемые эрозией пики – последствия падения метеоритов; на их вершинах образуется водяной лед. Ультрафиолетовое излучение выбивает водород из замерзшего метана, оставляя полосы темной углеродной пыли. 3. Холмистая поверхность
/upload/iblock/ba8/ba895025d30dbd83c7df3664c071bf8a.png
Поскольку льды на Плутоне постоянно переходят из одного состояния в другое, то испаряясь ?в атмосферу, то вновь конденсируясь на поверхности, они могут сглаживать ее, заполняя глубокие впадины и формируя пологие холмы. Разные виды льда взаимодействуют с солнечным светом и космической радиацией неодинаково, из-за чего формируется своего рода «ледяной гравий» (на переднем плане).