National Geographic №194, ноябрь 2019

/upload/iblock/3d0/3d0ce2a91ebf62d126e267a4483181b9.jpg
Фото: NASA
/upload/iblock/f6d/f6dad229a103447ca29444447aa30959.jpg
Фото: ESO/L. Calçada/Nick Risinger
Project Blue — уникальный проект по запуску на орбиту мощнейшего телескопа, благодаря которому ученые надеются сделать снимки ближайшей к Земле звездной системы Альфа-Центавра и выяснить, входят ли в ее состав экзопланеты.
Человечеству известно о существовании множества экзопланет, разбросанных по всей Вселенной, но на сегодняшний день они недостижимы для космических аппаратов. Это может измениться благодаря новому телескопу, который будет запущен на околоземную орбиту для того, чтобы сделать снимок двойной системы Альфа Центавра – именно там расположены две подобные Солнцу звезды, которые находятся ближе всего к Солнечной системе. Этот телескоп должен сделать первый за всю историю человечества оптический снимок экзопланеты, которая, скорее всего, будет выглядеть как бледно-голубая точка — отсюда и название проекта.. Над его воплощением трудится целая команда ;один из руководителей проекта является текущим генеральным директором BoldlyGo Institute, Джон Морз, который ранее был директором отдела астрофизики в НАСА. Другие университеты и исследовательские группы тоже приняли участие в проекте: Массачусетский университет, институт SETI и другие. Почему Альфа Центавра? Прежде всего она была выбрана именно потому, что располагается ближе всего к нашей Солнечной системе, поскольку идея обнаружить «по соседству» обитаемую планету выглядит весьма привлекательно. Хотя ученым до сих пор неизвестно, существуют ли в этой звездной системе планеты вообще, полученные с помощью телескопа Кеплер данные позволяют сделать предположение о том, что каждая звезда Млечного пути имеет хотя бы одну планету, вращающуюся вокруг нее по орбите. Звезды Альфа Центавра предполагают уникальные возможности для съемок из-за своего размера: если на орбите обнаружится скалистая планета, то теоретически телескоп сможет отделить отраженный от нее свет от света самой звезды (основной проблемой подобных снимков обычно и является засвет – ведь звезда испускает огромное количество света). Другой проблемой ученых является создание оборудования, которое сможет достичь неподвижной фокусировки на звезде в течение длительного времени. Project Blue использует коронограф для того, чтобы заблокировать свет от соседней звезды в попытках сделать снимок гипотетической экзопланеты. Каждая система тестируется отдельно, после чего все элементы (коронограф, линзы, система фокусировки и т. п.) будут собраны в единое целое. После этого настанет время запуска прототипа телескопа на базе метеорологических зондов, чтобы увидеть, насколько хорошо он справляется со своей задачей в ближайшей к Земле космической среде. И лишь после этого будет произведен запуск на околоземную орбиту. С подробной отчетностью о состоянии работ, связанных с Project Blue, можно ознакомиться здесь.