National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/1d0/1d0082d6cfe248e78d42b6bbf6345892.jpg
/upload/iblock/fa7/fa7798a504aaa0487bf9a3f24b9240a4.jpg
/upload/iblock/f34/f3421e66335a879e9fbebfcdc38545e7.jpg
Фото: ESO/L.Fletcher
При помощи Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope, VLT), расположенного в Чили, ученые получили сверхдетальные фотографии Юпитера в оптическом и тепловом диапазонах.
Исследования ведутся в рамках миссии «Юнона» (Juno): эти дни одноименная автоматическая межпланетная станция Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) направляется к крупнейшей в Солнечной системе планете. Космический аппарат Juno, запущенный в 2011 году, прибудет к Юпитеру в июле 2016 года. Для понимания того, что увидит зонд в первые месяцы своей работы, за Юпитером с Земли ведутся наблюдения на разных длинах волн в инфракрасной части спектра. Снимки, сделанные при помощи Очень Большого Телескопа, позволили получить «трехмерное» изображение того, как в атмосфере планеты-гиганта происходит круговорот энергии и материи. Об этом говорится в пресс-релизе Европейской Южной Обсерватории, построившей VLT в чилийской пустыне Атакама. Ученые отмечают, что земные наблюдения за Юпитером и другими планетами осложняются помехами: получению четких изображений мешает атмосфера Земли и содержащиеся в ней пылинки. Астрофизикам, исследующим космос инструментами VLT, удалось не только получить четкие фотографии Юпитера, но и проследить за движением клубов газа в его атмосфере. Телескоп в режиме серийной съемки сделал несколько десятков снимков разных уголков Юпитера; выбрав самые качественные, специалисты объединили их в единое изображение. Узнайте о других гигантских земных телескопах, вносящих свой вклад в исследования космоса.