Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Секреты звезды-гиганта: как быстро сбросить вес

European Southern Observatory
26 ноября 2015
/upload/iblock/ced/cedabb7d2c9598fa44c45884416cfe8f.jpg
Изображение окрестностей звезды VY Большого Пса, полученное с приемником SPHERE на телескопе VLT.
/upload/iblock/40a/40a1d9531a46416fd91ea8d843af0a5e.jpg
Широкоугольный снимок области неба вокруг VY Большого Пса.
/upload/iblock/69b/69bd9389e706d358defbbebe0e757b37.jpg
На этой звездной карте обозначено положение очень яркого красного гипергиганта VY Большого Пса, одной из крупнейших звезд нашей Галактики.
Фото: ESO
Группа астрономов, работающая на Очень Большом Телескопе ESO (VLT), получила самые подробные на сегодняшний день изображения звезды-гипергиганта VY Большого Пса. Наблюдения показывают, что частицы пыли, окружающей звезду, имеют необычно большие размеры, и это позволяет звезде, вступающей в завершающий этап своего существования, терять массу с очень большой скоростью.
VY Canis Majoris – это красный гипергигант, одна из самых больших известных звезд Млечного Пути. Она в 30–40 раз тяжелее Солнца и в 300 000 раз ярче него. Сейчас ее размеры превышают диаметр орбиты Юпитера, и она продолжает быстро расширяться. Начинается последняя стадия ее истории. В процессе своего расширения массивные звезды теряют огромное количество вещества. Вот и VY Canis Majoris ежегодно выбрасывает со своей поверхности в форме газа и пыли примерно 30 масс Земли. Это облако вещества разлетается в пространстве в разные стороны; когда звезда взрывается, часть этой пыли разрушается, а часть выбрасывается еще дальше в межзвездное пространство. Впоследствии это вещество вместе с тяжелыми элементами, образующимися при взрыве сверхновой, служит строительным материалом для нового поколения звезд и планет.
“Жизнь массивных звезд очень коротка, – говорит ведущий автор работы Питер Сциклуна из Института астрономии и астрофизики Academia Sinica (Тайвань). – Когда наступают последние стадии их существования, они теряют очень много вещества. Раньше мы могли только теоретически представлять себе, как это происходит. А теперь новые данные, полученные с приемником SPHERE, доказывают, что гипергигант окружен облаком очень крупных пылевых частиц, достаточно крупных, чтобы интенсивное излучение звезды могло бы их выбросить в пространство. Это объясняет быструю потерю массы звездой”. Обнаружение крупных пылевых частиц в непосредственной близости от звезды означает, что такое пылевое облако должно эффективно рассеивать ее видимое излучение и расширяться под воздействием светового давления. Кроме того, такие крупные частицы должны, по всей вероятности, уцелеть при неизбежном будущем взрыве сверхновой, в которую превратится VY Большого Пса. Эта пыль войдет в состав межзвездной среды, а затем окажется в составе следующего поколения звезд и планет.