National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Сколько проживут земные микробы на Марсе?

Популярная Механика
03 апреля 2017
/upload/iblock/c65/c6597ee2400730f92c4ae3788dae855c.jpg
Фото: NASA/JPL/Malin Space Science Systems
/upload/iblock/0b3/0b36c63f493a1dac0c54820b3fc0006c.png
Поверхность Марса.
Фото: European Space Agency, ESA / YouTube
Что будет с микробами, которые проберутся на корабль "зайцем".
Понимание границ того, что могут пережить микробы, важно для предотвращения будущего загрязнения Марса, когда туда прибудут земные люди и роботы. Это также нужно для устранения возможных ошибок при определении организмов, которые мы можем привезти с собой в поисках инопланетной жизни. Именно поэтому ученые хотят выяснить, могут ли микробы земного типа в принципе выжить на Марсе. В октябре 2015 года огромный исследовательский шар с образцами достиг высоты в 31 км над Землей, чтобы определить возможную судьбу бактериальных «случайных попутчиков», способных проникнуть на летящие к Марсу космические корабли. Эксперимент показал, что при прямом солнечном свете большинство бактерий погибло от ультрафиолетового излучения, а значит, на поверхности Марса их ждет быстрая смерть. Новой ступенью исследования стал эксперимент E-MIST (Изучение микроорганизмов в стратосфере). На этот раз ученые взяли крайне устойчивый микроб в его защитной форме, эндоспоре, которую некоторые бактерии образуют в неблагоприятных условиях. Исследователи подняли их в стратосферу, что по многим параметрам соответствует условиям на поверхности Марса. Когда образцы вернулись на Землю, выяснилось, что после девяти часов пребывания на высоте 99,999% бактерий погибли. Некоторые все же выжили, и в них были обнаружены несколько небольших изменений в ДНК по сравнению с бактериями из контрольной группы. Результат предполагает, что если какие-то микробы, «зайцами» проникшие на корабль, и переживут полет до Марса, то подвергнутся генетическим изменениям. Тем не менее нужны дальнейшие исследования, чтобы определить, действительно ли найденные мутации влияют на микроорганизмы и способствуют их выживанию.