National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Космос

Содержание метана на Марсе вновь резко упало

Анастасия Крутикова
26 июня 2019
methane20190623-16.jpg
Фото: NASA/JPL-Caltech
Новый замеры Curiosity атмосферы на Марсе показали, что аномальный выброс метана, который так взволновал научное сообщество на прошлой неделе, прекратился.

На прошлой неделе марсоход Curiosity зафиксировал в атмосфере Марса 21 миллиардную долю метана – в три раза выше, чем приборы марсоходов фиксировали когда-либо. На Земле метан производят в основном живые организмы, поэтому такой всплеск показателей в разреженной атмосфере Красной планеты крайне заинтересовал учёных. Хотя метан может образовываться и в ходе геологических процессов без участия живых организмов, на Земле большая его часть появилась именно благодаря последним.

Команда Curiosity направила марсоходу новые инструкции и провела дополнительный эксперимент по измерению метана в прошедшие выходные. Показатели резко упали рано утром в понедельник: уровень метана снизился до менее 1 миллиардной доли метана в атмосфере. Это значение близко к фоновому уровню газа, которое Curiosity фиксировал постоянно.

Полученные данные свидетельствуют о том, что обнаружение высокого уровня метана на прошлой неделе было вызвано одним из метановых всплесков, которые уже случались (хоть и самым высоким из них) и непохожи на плавные сезонные изменения содержания метана, которые были задокументированы ранее. Хотя иногда ученые наблюдали, как время от времени концентрация метана резко подскакивала на порядок или два выше фонового значения, они так и не нашли закономерностей в появлении этих выбросов.

«Загадка марсианского метана до сих пор не разгадана, и мы больше, чем когда-либо, заинтересованы продолжать измерения и объединить наши усилия в попытке выяснить, как метан ведет себя в атмосфере Марса», – высказался Эшвин Васавада (Ashwin Vasavada), научный сотрудник

Результаты марсохода Curiosity были получены с помощью перестраиваемого лазерного спектрометра «Анализ образцов на марсе» (SAM). К сожалению, Curiosity не имеет инструментов, которые могли бы однозначно определить, что является источником метана, произошел ли всплеск в результате биологических или геологических процессов. Более четкое понимание природы этих выбросов вместе с согласованными измерениями других марсианских миссий может помочь ученым определить, где именно на Марсе они возникают.

Команда SAM организовала для этих выходных другой эксперимент, чтобы собрать больше информации о том, откуда может произойти выброс метана в конкретном месте на Марсе – будь то кратер Гейла, где проводил свои измерения марсоход NASA, или другое место на Красное планете. Все, что обнаружат эти измерения, – пусть даже отсутствие газа-биомаркера – добавит необходимый контекст к недавним измерениям.

fb1e9a1e269bbe654eeba4bfce12710c.jpg
NASA's Goddard Space Flight Center/JPL-Caltech/University of Michigan

Ученым миссии Curiosity нужно время, чтобы проанализировать все данные и провести гораздо больше наблюдений за метаном. Им также необходимо сотрудничать с другими научными группами, в том числе с данными орбитального модуля Trace Gas Orbiter (TGO) Европейского космического агентства, который за год с лишним так и не обнаружил значительной концентрации метана со своей научной орбиты искусственного спутника Марса.