National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Состав Земли отличается от потенциально обитаемых планет

Популярная Механика
21 сентября 2015
/upload/iblock/85d/85d4f1994df7cce7f9f1cac3d4f32d50.jpg
Фото: Judy Schmidt/Flickr.com
/upload/iblock/022/0224da2a8597e39ff40d2a0bb071309f.jpg
Фото: Hubble Heritage/Flickr.com
/upload/iblock/3a8/3a82edf51af733b18b317b585af3a1e7.jpg
Земля и Марс: сравнение масштабов.
Фото: Bluedharma/Flickr.com
Ученые из Университета Порту (Португалия) заявили, что Земля является исключением среди потенциально пригодных для жизни планет в нашей галактике.
Исследователи обратили внимание на звезды, масса и радиус которых почти не отличаются от солнечного, а в их зоне обитаемости есть планеты, где вода присутствует в виде жидкости. Железа и других металлов в составе таких звезд оказалось меньше, чем у светил, вокруг которых обращаются лишь необитаемые планеты. В результате ученые сделали вывод, что поскольку планеты по химическому составу близки к своим звездам, у небесных тел из обитаемой зоны обычно содержится меньше металлов, чем в недрах Земли или Солнца. Как правило, вокруг богатых железом звёзд вращаются массивные тела с газовой оболочкой. Различия в химическом составе между Землей и большинством планет обитаемой зоны исследователи объясняют тем, что последние, вероятнее всего, гораздо старше. Железо и другие тяжелые элементы образуются при взрывах светил и рассеиваются по межзвездному пространству.
Когда Млечный Путь был моложе, таких взрывов было меньше, равно как и железа в древних экзопланетах, пригодных для жизни. Если существование обитаемых планет характерно скорее для бедных металлами звезд, то на современном этапе жизни галактики они образуются значительно реже. Впрочем, звезды существуют долго и древние планеты с благоприятными для появления жизни условиями по-прежнему присутствуют. Земля, однако, является исключением в ряду потенциально обитаемых планет в нашей галактике, кардинально отличаясь от них своим химическим составом.