Журнал №191, август 2019

National Geographic Россия
12 августа 2019
Sgr A*
Фото: hu.wikipedia.org
В окрестностях массивного объекта произошла мощная вспышка.

Телескоп Кека, установленный в обсерватории на горе Мауна-Кеа на Гавайских островах, зафиксировал необычную активность в окрестностях сверхмассивной черной дыры Sgr A* в центре Галактики.

Ученые не смогли точно определить причину вспышки, но выдвинули две гипотезы.

Известный астроном Фил Плейт предположил, что Sgr A* могла вырвать и поглотить часть материи звезды S0-2, сблизившейся с ней в мае прошлого года. По другой версии, черной дыры достигла часть облака газа G2, которое подошло к ней на опасное расстояние пять лет назад.

Долгое время считалось, что дыра находится в спящем состоянии и не проявляет заметных признаков жизни, в отличие от других подобных ей объектов.

В середине мая 2019 года ученые стали замечать мощные и резкие колебания инфракрасного свечения в окрестностях черной дыры. В некоторых случаях ее яркость повышалась в 75 раз за несколько часов, а потом так же быстро падала.

Черная дыра Sgr A* расположена на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли. Масса объекта превышает солнечную примерно в 4 миллиона раз.

Ее окружает несколько десятков звезд и несколько крупных облаков газа. Периодически они сближаются с черной дырой или проходят на опасном расстоянии от нее.