Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Космос

Среди 10 000 000 звезд не нашли признаков внеземной цивилизации

National Geographic Россия
08 сентября 2020
Обсерватория Murchison Widefield Array
При всестороннем поиске участка южного неба не было обнаружено даже намека на инопланетные технологии на низких радиочастотах.

Поиском сигналов внеземных цивилизаций занимаются астрономы из центра радиоастрономических исследований (ICRAR) в Австралии на базе обсерватории Murchison Widefield Array (MWA).

Исследователи отчитались о проделанной телескопом MWA работе по поиску радиосигналов на частотах, аналогичных FM-радио. Телескоп обозревал участок южного неба площадью в 499,6 квадратных градуса, охватывающий созвездие Паруса. Этот регион содержит 195 звезд, видимых невооруженным взглядом, а также около 10 миллиона звезд, различимых лишь с помощью телескопа.

Очень низкочастотные радиосигналы могут «просачиваться» через ионосферу Земли. Это было обнаружено космическими зондами, один из которых записал сигналы с нашей планеты в 1996 году. Если внеземные цивилизации генерируют такие сигналы, то, как полагают исследователи, мы могли бы их обнаружить. Однако этого точно не случилось с участком созвездия Паруса.

«MWA — это уникальный телескоп с чрезвычайно широким полем зрения, который позволяет нам одновременно наблюдать миллионы звезд. Мы наблюдали небо вокруг созвездия Паруса в течение 17 часов более чем в 100 раз шире и глубже, чем когда-либо прежде. С этим набором данных мы не обнаружили никаких техносигнатур — никаких признаков разумной жизни», — Ченоа Тремблей, соавтор исследования.

Но авторы работы отмечают, что исследованный участок неба в сравнении со всем космическим пространством можно сопоставить с бассейном на заднем дворе в сравнении со всеми океанами Земли. Есть и другие причины, по которым мы не можем обнаружить техносигнатуры. «Инопланетные технологии могут быть и не похожими на наши земные. Это может быть то, что мы даже не можем предположить. Но именно поэтому мы должны внимательно относиться к каждому инструменту, который есть в нашем распоряжении», — пишут исследователи.

«Поскольку мы не можем предположить, как возможные инопланетные цивилизации могут использовать технологии, нам нужно искать разными способами. Используя радиотелескопы, мы можем исследовать восьмимерное пространство поиска. Хотя в поисках внеземного разума предстоит пройти долгий путь, телескопы, такие как MWA, будут продолжать раздвигать границы — мы должны продолжать поиски», — Стивен Тингей, соавтор исследования.

Тем не менее исследователи говорят, что результаты работы их не разочаровывают, поскольку поиск внеземных сигнатур выполнялся в фоновом режиме, тогда как астрономы могли сосредоточиться на других астрофизических исследованиях. Так, Тремблей сообщил, что занимался изучением остатков сверхновой в созвездии Паруса, обращая внимание на ее химический состав на низких частотах.

Как отмечают ученые, не должны расстраиваться и сторонники теории о существовании внеземных цивилизаций. Отсутствие доказательств не обязательно означает отсутствие инопланетного разума. Также возможно, что любое электромагнитное излучение, излучаемое инопланетной цивилизацией, может быть слишком далеким или слишком слабым, чтобы его можно было обнаружить.

В качестве примера ученые приводят Землю, которая производит радиосигналы только с 1895 года. И максимальное расстояние, которое эти радиосигналы могут пройти составляет всего 100 световых лет. Радиоволны становятся менее интенсивными с увеличением расстояния по закону обратных квадратов. При удвоении пройденного расстояния сигнал составляет четверть своей интенсивности в начальной точке. На расстоянии 100 световых лет от Земли радиоволны будут неотличимы от фонового шума.

Но с учетом того, что Западной Австралии и Южной Африке строятся все более мощные телескопы, такие как Square Kilometer Array (SKA), неизвестно, что мы сможем найти.

«Из-за повышенной чувствительности низкочастотный телескоп SKA, который будет построен в Западной Австралии, будет способен обнаруживать земные радиосигналы от относительно близких планетных систем. С помощью SKA мы сможем исследовать миллиарды звездных систем в поисках техносигнатур в астрономическом океане других миров», — говорит Тингей.

Узнайте, как пребывание в космосе влияет на мозг человека.